Кого сегодня удивишь недоливом бензина или дизеля, эта практика стала масштабной, что многие водители просто смирились, выбирая заправки, где недоливают меньше всего. Наша редакция также столкнулась с этой проблемой, когда в 19 литровую канистру (плоскую-экспедиционную), влезло по счетчику аш 24 литра. 5 литров на ровном месте заработала себе заправка (и это с одного водителя), а если это масштабировать до средних 20-40 тонн топлива, что в сутки спокойно так реализуется, профит оказывается бешеный
Если взять средние цифры по заправках по всей стране, то получим цифру 5%. (то есть с полного бака 50 литров, 2.5 — это выйдет чистый недолив)
*Раскрывать область нахождения и бренд АЗС, мы не станем, сами угадайте по каким причинам.
Что нужно делать?
Так как же бороться с недоливами? Можно попросить мерную тару (по закону должна быть на каждой заправке), но кто даст гарантию, что во время ее наполнения, оператор не перенастроит программу как нужно?
Для начала нужен чек, подтверждающий, что вы купили топливо. Далее просим видео с камер наблюдения, для подтверждения, что во время заправки, ничего не делали.
Составляем письменную претензию, отправляем ее заказным письмом на имя владельца заправки, прокуратуру и защиту прав потребителей. Дополнительно можете воспользоваться формой обратной связи на сайте и продублировать информацию туда.
По факту обращения их не накажут, не ждите, а вот основания для внеплановой проверки, жалоба вполне себе выдает, а на ее основе уже возбуждается уголовное дело. Беда в другом, о проверке владельцу АЗС сообщают за сутки.
Большие штрафы, есть только для некачественного топлива (от 500.000 рублей), а за обман с литрами — пока нет. Вернее деньги с них проверяющие органы возьмут, только если посчитать, они отобьются за пару дней.
Определяем недолив
Первый способ
Чтобы кого-то обвинять, нужно располагать фактами на руках. Для начала посчитайте свой расход бензина. Данные из паспорта машины можете выкинуть — там указаны идеальные условия для передвижения, которые ничего общем с реальными городами не имеют.
Затем узнайте вместимость своего бака. Никаких там, на вскидку 40, нужно с точностью до литра + делаем погрешность на топливо в системе — в форсунки же оно прокачивается не напрямую с бензобака,
Вот зная точную цифру, заливаясь до полного бака, можно сделать окончательные выводы — обманули или нет.
Частенько, когда ловите так за руку заправщиком \ операторов, они могут начать нести чушь в стиле — у вас пластиковый бак, он расширился, это нормально, так что не задерживайте очередь.
Интересный факт: некоторые АЗС, настолько изощряются в разбавлении топлива и недоливе, что строят дополнительные резервуары, куда в среднем сливают 4-5% топлива с каждого, незаметно.
Второй способ
Берем канистру, но только железную, с ГОСТовоской маркировкой. До полной наливать ее не следует, делаем проще — если она 10 литровая, то 10 литров. Причем оператору не говорим, что будем заполнять именно ее. И в итоге смотрим — сколько пустого места в ней осталось.
С пластиковыми не прокатит — по закону, заправлять АЗС их не имеют права (даже, если только что у них купили). Да и найти ГОСТовский вариант — сложновато.
Статья по теме: Какая канистра для бензина лучше.
Нюансы
При заправке свыше 20 литров, может попасть в бак только 19-19.5, или 38-39 с 40 литров. Это связано с некорректной настройкой оборудования или всякими программными сбоями (интересно только, что все эти сбои никогда не будут в вашу пользу).
Плюс 10% бензина могут испариться, как выходя из шланга, так и при транспортировке. Но это относится только к лету и жаре.
Заправщик, зная некоторые тонкости может оставлять себе на чай по 1-2 литру с каждой машины. Никогда не задумывались, что часть оплаченного бензина остается в шланге? Даже когда он вытащил шланг, смотрите на счетчик на колонке. Цифра меньше? Это уже повод для скандала, т.к. вы поймали за руку не юридическую организацию, а физическое лицо.
Любите путешествовать? Заранее посмотрите какие сети АЗС есть в том регионе. Почитайте форумы, отзывы, что пишут люди и что рекомендуют. Идеальный вариант вы не найдете, но точно будете знать, где покупать нефтепродукты вообще не стоит.
Итог
Заправляйтесь только на проверенных заправках. Даже брендированные (даже в одном городе), одна от другой могут отличаться. Пообщайтесь с владельцами той же марки машины как у вас (разное топливо на разных двигателях ведет себя по разному), попробуйте все бренды заправок, посчитайте средний расход топлива, обратите внимание на динамику машины и делайте выводы.
Советуем объезжать стороной мелкие региональные АЗС, поскольку у них нет объемов продаж и разбодяжить нефтяной продукт, могут чем угодно. Нередки случаи, когда после залива такого топлива, может загореться Check Engine.
Частично (или полностью), такой обман может компенсировать кэшбеком в виде бонусных баллов этой заправке. А если совсем подойти адекватно к этому вопросу, то оплачивать кредиткой и получать еще кэшбек с нее (в виде рублей или тех же баллов) вот по факту двойной возврат.