Отсутствие резкого разгона двигателя заставляет задуматься над тем, как избавиться от турбоямы, которая препятствует нормальному наращиванию мощности. Под турбоямой принято понимать процесс, при котором наддувное давление, подаваемое на турбину ДВС, является недостаточным для раскручивания ротора в полном объеме.
При этом происходит некоторая задержка времени, пока объем газов, находящихся под давлением, сможет поступить на роторную крыльчатку, и, как следствие мощность возрастет до необходимого уровня.
Такое явление может длиться несколько секунд. За это время мотор работает как атмосферный двигатель, и поэтому выдает гораздо меньшую мощность и не имеет возможности полноценного разгона.
Турбоямы чаще всего возникают на дизельных турбированных силовых агрегатах, поскольку сама турбина предназначена для нейтрализации более поздних воспламеняющих характеристик. Проблема задержки давления на крыльчатку ротора и развития мощности двигателем существует также и в бензиновых моторах, которые снабжены турбоускорителями.
Методы борьбы на дизельных двигателях
Как избавиться от турбоямы? Для этого устанавливаются, так называемые улитки, которые представляют собой конструктивную систему из выхлопных труб и служат для подачи газовых потоков под давлением на роторную крыльчатку. Причем в зависимости от типа двигателя, улитки могут быть самых различных сечений.
Для эффективной борьбы с этим явлением многие производители автомобилей используют такую конструкцию, которая предусматривает развод подачи газовых потоков под высоким давлением на роторную крыльчатку с одновременным использованием сразу нескольких улиток различного сечения.
Используя в системе подачи газовых потоков под давлением улиток различных размеров и сечения, они поочередно выстраиваются друг за другом, благодаря чему из выпускного коллектора через них газы поступают непосредственно на саму турбину.
Таким образом, использование различных улиток способно нормализовать работу мотора и практически избавиться от нежелательного явления.
В режиме работы двигателя на малых оборотах, первой потоки газов принимает на себя самая маленькая из улиток. При нажатии на педаль газа, обороты мотора возрастают, повышается объем газов, и далее по трубам они попадают в улитку большего размера, и так далее, в зависимости от их количества. Как правило, более двух улиток применяют в конструкциях двигателей на гоночных автомобилях. На практике, для полного исчезновения «ямы» достаточно двух улиток.
Бензиновые турбированные двигатели
Что касается этого типа моторов, то борьба с образованием турбоям здесь выглядит несколько иначе. В бензиновых двигателях стараются использовать не давление газовых потоков, как в случае с дизельными аналогами, а всевозможные конструкции нагнетателей.
Это связано с тем, что при сгорании бензина в камерах, большого количества выхлопных газов не образуется, и как следствие, невозможно создать необходимый уровень давления. Поэтому раскрутить крыльчатку турбины будет на порядок сложнее. В этой связи в бензиновых моторах используют нагнетатели, работа которых зависит не только от объемов газа и его давления.
В бензиновых силовых агрегатах для нормального процесса ускорения используют радиаторную батарею, а точнее особую ее компоновку и конструкцию. Инженеры придумали, как избавиться от турбоямы, возникающей в этом типе двигателей. Для ее устранения радиатор двигателя располагают под определенным углом, при этом лишь четверть поступающих воздушных потоков используют для охлаждения мотора, а остальная большая часть воздуха создает значительное давление на роторную крыльчатку турбоускорителя двигателя.