При большом пробеге авто, когда начинаются проблемы, поиски решения, как поменять поршневые кольца, не снимая двигатель, начинает любой водитель. Сизый выхлоп, завышенный расход, как бензина, так и масла, компрессия, падающая ниже нормы – все это явные признаки изношенности поршневой группы. Стандартный прием – сменить колпаки маслоотражателя – потери в масле уменьшает настолько незначительно, что и затеваться не стоит. Однако и съем движка удручает и не привлекает.
Во-первых, не каждый рискнет совершить демонтаж самостоятельно.
Во-вторых, без помощи знающего друга не обойдешься.
В-третьих, времени на весь процесс уйдет целый вагон, да еще и тележка к нему прицепится. Но замена может надолго отсрочить капремонт, так что заняться ею стоит.
Как поменять поршневые кольца, не снимая двигатель? Есть подробный и четкий алгоритм. Повозиться придется, однако ничего заоблачного не потребуется. Любой, кто умеет держать в руках инструменты, способен справиться с этим делом.
Готовим фронт работ
Приступать к делу лучше, загнав машину на яму или эстакаду. Нет ни того, ни другого – готовьте домкрат и опорные кирпичи/чурки, а себя – к более сложным условиям работы.
- Авто ставится на ручник; для гарантии под задние колеса подкладывается упор;
- Аккумулятор отсоединяется и отставляется в сторонку;
- Под движок помещается тазик, чтобы не запачкать все вокруг сливаемыми жидкостями;
- В емкость спускается тосол. Для этого отсоединяется температурный датчик и вывинчивается пробка.
Первый, и самый простой, этап пройден.
Самое трудное: разборка
Чтобы добраться до поршневых колец, снять придется много всякой мелочи, зато можно будет не демонтировать важное, большое и тяжелое.
- От бензонасоса отсоединяется шланг. С крышки фильтра скручивается гайка, отстегиваются крепления, после чего она снимается;
- Отсоединяется трубка с вакуумного усилителя;
- Демонтируется корпус фильтра;
- Отключаются провода от трамблера, снимаются все патрубки, в том числе и тот, что ведет к печке;
- Откручивается глушитель. Это можно сделать снизу, применяя головку на 13, или сверху – с использованием накидного ключа;
- Свинчиваются и снимаются тросы подсоса и газа, отсоединяется карбюраторный шланг, проводные штекеры разъединяются, после чего с электроклапана демонтируется провод;
- С клапанной крышки удаляются патрубки, с нее откручиваются фиксаторы, и она снимается;
- Рычаг коробки передач переключается на 4 или 5 скорость. В таком его положении свинчивается болт шкива и откручивается натяжитель;
- Снимаются ремень, шкив распредвала и шпонка. Если она отказывается покидать свое место, можно оставить ее в покое, хоть и будет немного мешать;
- Демонтируется натяжной ролик. Если моторные подушки провисли от возраста, ролик будет упираться в корпус и так просто не выйдет. Тогда движок поддомкрачивается, пока у ролика не появится свободный ход;
- На головке блока цилиндров сначала ослабляются все болты, а потом по очереди выкручиваются. Немного расшатав, головку снимают.
Что имеем в результате? ГБЦ хоть и демонтирована, но в собранном состоянии, зажигание, карбюратор и распредвал и вовсе остались на своих местах. Даже свечи от проводов не отсоединены. Так что после ремонтных действий, ради которых вы полезли копаться в железе, не нужно будет подстраивать зажигание и регулировать клапана.
Самое главное: кольца
Осталось, в принципе, не так уж много работы. Именно на этом этапе начнутся затруднения у безъямных автомехаников, поскольку вестись все должно снизу. Машину придется приподнять на удобную для вас высоту домкратом, после чего подложить упоры. Работать прямо на домкрате нельзя: он может уехать под весом авто и вашими энергичными действиями, и машинка вас придавит.
- Снимается поддон;
- С маслоприемника свинчиваются 3 болта;
- Откручиваются шатуны – по одному, сразу же выталкивая освобожденный наверх и прикручивая его на подушку. Главная забота на этом этапе – не перепутать подушки шатунов, менять их местами категорически нельзя;
- Снимается поршень, подушка сразу же прикручивается (чтобы чуть позже не вспоминать, что обозначает маркировка);
- Канавки поршня отчищаются от нагара, кольца обкатываются по ним, если надо – притирается мелкой наждачкой;
- Поршень ставится на место, и сборка повторяется в обратном разборке направлении. Зная, как поменять поршневые кольца, не снимая двигатель, вы, конечно, времени потратите много, но куда меньше, если бы пришлось демонтировать и мотор.