Конструкционные особенности дизелей требуют от владельцев твердого знания, как проверить и заменить свечи накала на дизельных авто. Как известно, в них нет свечей зажигания; топливо самовоспламеняется при сжатии, поскольку оно приводит к нагреванию подаваемого воздуха до 700-900°C. В теплое время года проблем с этим нет. Но едва температура на улице опускается ниже нуля, камера сгорания начинает нуждаться в дополнительном предварительном нагревании.
Эту функцию и берут на себя свечи накаливания. Если они не имеют надежного контакта или вовсе вышли из строя, запуск движка становится проблематичным, а то и вовсе невозможным – это испытал на себе, наверное, каждый владелец автомобиля с дизельным мотором.
Как проверить и заменить свечи накала на дизельных авто, есть несколько способов. Рассмотрим каждый из них в подробностях.
Старинный искровой способ
Основан на образовании свечой искры при замыкании. По степени искрообразования определяется работоспособность элемента.
- Берется провод длиной около метра с неповрежденной (это важно!) изоляцией;
- Оба конца зачищаются от обертки на 1-2 см;
- Свечи накаливания высвобождаются от шины и провода питания;
- Одним концом проверяющий провод кидается на плюс аккумулятора, вторым хозяин-контролер касается центрального электрода свечи;
- Полностью неповрежденная деталь искрит сильно, как бенгальский огонь. Слабый накал выдается незначительным искрением; он может быть вызван как частичным износом свечи, так и окислением ее контактов. Сгоревший элемент искр не дает вовсе;
- Недостатком старой методики является то, что проверять им можно только машины без ЭБУ. Применение его к современному авто с высокой вероятностью повредит бортовой компьютер.
Быстрый способ
Все, что понадобится – мультиметр.
- Прибор настраивается на замер сопротивления;
- От свечей отсоединяется питающий провод либо шина;
- Плюсовой конец измерителя цепляется на центральный электрод проверяемого элемента, а минусовым он заземляется за боковину корпуса.
При отсутствии какой бы то ни было реакции прибора свеча подлежит замене. Однако быстрый метод имеет существенный недостаток: им невозможно выявить слабо работающую свечу. Тестер показывает только наличие пробоя; элемент без прогара может недостаточно сильно прогревать камеру, и выявить его мультиметром не представляется возможным.
Долго, но надежно
Самой достоверной но и наиболее трудоемкой является аккумуляторная проверка. Каждая свеча прозванивается индивидуально, довольно точно определяется степень ее накала, но все они должны быть изъяты со своих мест, а в некоторых моделях это требует частичного демонтажа, если какие-то детали препятствуют доступу. Поэтому такая проверка обычно совмещается с заменой свечей.
- Из оборудования для проверки понадобится полуметровый заизолированный провод;
- Свеча поворачивается вверх своим нагревательным элементом и ставится на положительный выход аккумулятора;
- Приготовленным проводом соединяется масса батареи и боковая часть корпуса свечи;
- Работоспособное состояние проявляется быстрым нагреванием, а после – и свечением спирали. Если процесс идет медленно, или раскаляется только кончик нагревательного элемента, свеча подлежит замене.
Процедура замены свечей накала
- Свечи меняются на холодном двигателе. Перед всеми манипуляциями с ними нужно обесточить аккумулятор;
- Определяется местонахождение свечей. Стандартное их расположение – сверху головки блока цилиндров;
- Снимаются провода, подающие питание на свечи накаливания (или шина, если на вашем авто такая конструкция);
- Свечи снимаются по одной, предельно осторожно, специальным ключом. Цель аккуратности – не сломать основание элемента. Если все же избежать поломки не удалось, придется высверливать оставшуюся часть и восстанавливать резьбу канала;
- Очищаются все крепления и контакты. Развертка соответствующего диаметра и длины смазывается и вкручивается по очереди в каждое свечное гнездо – внутри могут быть накопившиеся напластования, препятствующие нормальной работе даже целой свечи;
- Новые свечи ввинчиваются динамометрическим ключом с выставленным усилием в 15 Нм. Слишком сильно перетянутая свеча при следующих проверках/заменах непременно сломается, что потребует дополнительных хлопот по реставрации гнезда;
- Все провода и крепежи возвращаются по своим местам, аккумуляторная клемма подсоединяется, мотор заводится, оценивается легкость запуска и стабильность работы движка.
И если вы знаете, как проверить и заменить свечи накала на дизельных авто, делаете это регулярно, у вас не возникнет проблема с заводом машины в холода. Правда, изношенные моторы опытные дизелисты все же советуют предварительно подготавливать предпусковым подогревателем.