У владельца любого авто интерес, как проверить распредвал, возникает не так уж часто. Проверено многими поколениями: обычно этот узел довольно вынослив и может пережить даже парочку капремонтов без замены – естественно, если по невезению не попался с заводским браком. Однако бдительность лишней не бывает. Всегда остается вероятность неприятностей. Если же распредвал неожиданно накрылся, а вы этого не поняли и продолжаете ехать, то попутно угробите целую кучу соприкасающихся с ним запчастей. Так что при малейшем подозрении нужно провести тщательное обследование.
Если же подозрения подтвердились – ловим буксир или вызываем эвакуатор и срочно на сервис. Здесь уже вашему авто вынесут окончательный вердикт, исходя из более подробной диагностики.
Как проверить распредвал? Существует несколько способов: на слух, на вид, на ощупь. Насколько подходит вам тот или другой, зависит только от вашей интуиции и обладания определенными знаниями по автомеханике.
Слушаем внимательно
Тот, кто уже довольно долго рулит своим транспортом, неплохо изучил внутренний голос своей машины – урчание движка и работу соответствующих деталей. В нормальном состоянии звук распредвала негромкий и ровный, с частотой, меняющейся в зависимости от оборотов. Неисправный агрегат приобретает глухой, постукивающий голос, напоминающий удары молотком.
Неплохие результаты дает прослушивание движка через крышку клапана. Изобретательный народ использует для этих целей и деревянные палки, и перевернутые стаканы, и стетоскопы. Однако похожий звук издает раскрученный клапан. Если вы не моторист-любитель с богатым опытом, вы можете не почувствовать разницу.
В снятом состоянии распредвал (в комплекте с постелью) на слух проверяется следующим образом: одной рукой держат его параллельно земле, второй постукивают сверху. Если слышны хоть малейшие звуки, ваш путь лежит на ремонтную мастерскую. Только при проверке надо следить за тем, чтобы сам распредвал не ездил по постели: цепляясь за ограничитель, он неизбежно издает стук, который может быть принят за признак изношенности.
Визуальное обследование
Осматривать снятый распредвал нужно со всех сторон и изучать все его детали. Нигде не должно быть задиров, выбоин, наплывов алюминия с подшипников. Если поверхность рокеров и кулачков вала напоминает стиральную доску – это несомненный износ. Если после снятия вала с постели на ней обнаружены борозды – то же самое.
По хорошему, надо брать техническую документацию на авто и замерять все зазоры, однако в большинстве случаев это уже будет паранойей. Достаточно прослушать и посмотреть, чтобы понять – живой у вас распредвал или уже нет. Исходя из полученных визуальных данных, разрабатывает стратегию и тактику дальнейших действий.
Если вал все же подлежит замене, любой автомеханик посоветует вам одновременно поменять и клапанные рычаги, называемые рокерами. Прислушаться к совету стоит: разная степень выработки может привести к преждевременному износу нового распредвала. Если менять, то уже, как положено.
Снимаем распредвал
Докопаться до него не так уж просто, но возможная схема действий такова:
- Демонтируется воздушный фильтр;
- Отмыкаются трос подсоса и привод газовой заслонки;
- Обнаружившаяся крышка клапанов очищается от дорожных напластований. Процедура не обязательна, но желательна, так как предотвращает попадание песка, пыли и прочего мусора внутрь движка. Снимается клапанная крышка. Заодно получаете повод выполнить заводские рекомендации и поменять на ней прокладку;
- Ослабляются крепления звезды распредвала. Чтобы двигатель случайно не провернулся, его заклинивают – например, отверткой, вставленной между цепью и звездой. Совмещаются метки на ней и на коленвале;
- Снимается цепной натяжитель – он закреплен двумя гайками-«десятками»;
- Звезда аккуратно сбивается с направляющего штифта. Перед этим следует открутить болт, которым она зафиксирована. Чтобы звезда не соскочила с цепи, их лучше связать какой-нибудь проволокой.
Осталось только отвинтить гайки, на которых держится искомая деталь, и вытащить ее. Использовав описанные выше народные методы, как проверить распредвал, принимается решение: гожий он или нет. Если с ним все в порядке, запчасти монтируются на место в обратной последовательности. Если он загнулся, ставится новый.