Не так уж редко автовладельцам приходится выяснять причины, почему дымит дизельный двигатель черным дымом. Заметен он гораздо лучше, чем белый или сизый, так что хозяин машины обнаруживает проблемы, можно сказать, на ранних стадиях. Причем мрачный цвет пугает настолько, что меры люди стараются принять как можно раньше. Фактором, вызывающим подобное копчение, является переобогащение топливно-воздушной смеси.
Работа на таком составе очень быстро старит движок, в геометрической прогрессии растет количество задиров всех составляющих цилиндропоршневой системы. А происходит это потому, что солярка, подаваемая слишком щедро, смывает масло со стенок цилиндров, то есть детали оказываются смазанными в недостаточной степени.
Мало того, дизтопливо проникает и в само масло, делая его более жидким и текучим, в связи с чем оно перестает выполнять свои функции. Встречаются ситуации, когда разжижение настолько велико, что в картере значительно поднимается уровень смеси солярки с маслом, что влечет за собой появление характерного специфического запаха.
Причины, почему дымит дизельный двигатель черным дымом, особым разнообразием не балуют, так что их выявление обычно много времени не занимает.
Побочные явления
Чем бы ни было вызвано появление в выхлопе сажи, есть ряд симптомов, которые непременно сопровождают дымление. Среди них:
- увеличившиеся топливные затраты. В отдельных случаях они могут возрасти на 10-15%;
- затрудненный запуск движка. Он либо заводится не с первого раза, либо запускается и сразу глохнет, либо раскручивается утомительно долго;
- газы имеют высокую токсичность. Естественно, прибор для ее определения вряд ли имеется в бардачке каждой машины, но при случайной проверке вы можете влететь на крупный штраф, а если выхлоп из-за плохой герметичности проникает в салон, вам гарантирована как минимум головная боль. И то, если вы будете дышать данным букетом не слишком долго;
- машина теряет в мощности и динамике;
- движок работает с перебоями, может захлебываться.
Помимо общих сопроводительных признаков, есть и индивидуальные, которые помогают быстрее сориентироваться, что не так с вашим дизелем.
Причины копчения
Их можно разделить на легкие и требующие срочных действий. К первым можно отнести:
- Засоренный воздушный фильтр. Обычно встречается среди водителей-новичков, забывающих о необходимых профилактических процедурах. Уважающие себя старожилы такого не допускают и считают забитый фильтр просто позором.
- Неполадки со стороны датчиков, на чьи показания опирается деятельность ЭБУ. Найти, какой из них портачит – это, конечно, еще та головная боль, зато можете быть твердо уверены, что вам не предстоит капремонт движка. Он дымит просто потому, что компьютер формирует смесь наугад. На большинстве моделей о том, что датчики работают некорректно, вам сообщит лампочка check engine, хотя есть и такие, где она будет молчать.
Тяжелые случаи: Разного рода неисправности форсунок. Обычно они обусловлены долгим использованием топлива низкого качества. Дополнительными признаками проблем с этими элементами могут служить: появление черного дыма при газовании либо движении с высокой нагрузкой (к примеру, в горку); тряска двигателя, причем вибрация отчетливо передается не только на руль, но и на весь корпус.
Неправильно выставленный момент впрыска. Чересчур ранний угол воспламенения сильно задерживается, после чего в цилиндре резко растет давление, поскольку большая часть поступившего топлива воспламеняется сразу.
Турбокомпрессор. Его износ влечет за собой неспособность создать нужное наддувное давление. Или же, если на вале турбины вытерты, потрескались или деформировались лабиринтные уплотнители, турбокомпрессор начинает пропускать в тракт впуска избыток масла.
Компрессия – низкая или повышенная. Первая сопровождается серьезными трудностями при запуске и черным выхлопам под нагрузкой. Вторая влечет за собой, помимо копчения, детонационные стуки и постоянный громкий шум. К счастью, такие неисправности предельно низки. Обычно они являются следствием ошибок при сборке движка.
Статья по теме: «Как проверить компрессию в двигателе?».
Вопреки расхожему мнению, черный выхлоп отнюдь не ведет к немедленному умиранию мотора. На машине даже можно какое-то время ездить. Однако не принятые вовремя меры при наличии убитых форсунок или не отрегулированный угол впрыска ведет к прогоранию форкамер, обгоранию поршней, разрушению перемычек – а это полноценный капитальный ремонт. Так что устанавливать причины, почему дымит дизельный двигатель черным дымом в вашем конкретном случае, нужно побыстрее. И если мотор коптит не по причине забитого фильтра, решать вопрос желательно сразу же. Да и фильтр поменять или прочистить стоит немедленно – это поможет вашей машине и дальше вас возить без затруднений.