Вопрос о том, можно ли закрывать интеркулер зимой, при довольно низких температурах за бортом, интересует многих владельцев авто, оснащенных движками с турбонаддувом. Вроде бы, интеркулер, как неотъемлемая часть подобной системы, логически мысля, как раз и предназначен именно для охлаждения тех потоков воздуха, которые проходят через наддув (он высасывает горячий воздух из потока, идущего от сжатия).
Применяется он как раз для отвода тепла: главными критериями качественной работы устройства выступают показатели максимального остывания и минимальные потери в давлении турбинного движка. Намечается некий парадокс: охлаждающее устройство, которое дополнительно защищено, будет накапливать тепло, а его конструкционное предназначение преследует, как раз, противоположные цели.
Можно ли закрывать интеркулер зимой? При каких температурах и условиях это делать необходимо, а при каких – нет? И вообще, есть ли в этом такая уж необходимость? Попробуем разобраться в данных вопросах, основываясь на мнениях экспертов и пользователей, в нашей сегодняшней статье.
Закрывать или нет?
Интеркулер, как мы уже выяснили, нужен для охлаждения турбины. Согласно практике, зимой она и так не перегревается, особенно если ездить приходится в средних и северных районах – в зимнюю пору наши температуры вызывают больше опасений о полном замерзании всех жидкостей в автомобиле. Однако споры идут, причем, горячие и аргументированные. Противников заслонок и укутываний тоже можно понять: вероятность перегрева мотора от недостатка охлаждения все же остается. Езда же при низких температурах с открытым «забралом» может повлечь за собой:
- в первую очередь можно назвать замерзание сапуна и следующее за ним выдавливание сальников;
- из-за серьезного перепада в температурах между наддувом в турбине и выхлопом идет нарушение регенерации отработанных газов;
- изменение баланса давления ведет к тому, что масло начинает идти наружу через щуп и уплотнители в камеры;
- как вариант, может забарахлить ЕГР и начать подавать отработку назад во впуск. Такие газы содержат значительное количество воды, которая моментально превратится в лед и закупорит в открытом виде заслонку на впуск.
Нельзя сказать, что ситуация становится уж совсем катастрофической, но глушить мотор, буксировать машинку в гараж, бокс или другое теплое место, отогревать движок и полностью менять масло – не самая радостная перспектива, особенно по знатному морозу посреди поля. К тому же, это довольно накладно, обращая внимание на стоимость буксировки и цены на смазочные материалы.
Куда хуже, если в интеркулере от слишком низких температур намерзнет конденсат, образованный картерными газами и прочими влажными парами. В этом случае после оттаивания вполне реально получить гидроудар – а его последствия также больно бьют по карману.
Что касается перегрева, то при сибирских морозах он представляется маловероятным. Разве что мотору придется трудиться с превышенной нагрузкой. Да и температуру движка нетрудно контролировать по приборам.
Советы бывалых
Резюмируя все результаты обсуждений, можно сделать следующие выводы:
- Закрывать интеркулер, если морозы не опустились ниже -25°C, смысла все же не имеет. Никакого замерзания не произойдет, поскольку нагрев в движке остается вполне достаточным для предотвращения любых подобных явлений;
- При езде по городу или при передвижении по глубокому снегу интеркулер лучше оставлять открытым. Нагрузки на мотор в таких условиях идут повышенные, и перегрев турбины становится весьма вероятным;
- На трассе без заносов, особенно если наблюдается сильный встречный ветер при серьезном морозе, заслонка становится, чуть ли не обязательной – вероятность поломок может и не осуществиться, но в кабине будет так холодно, что баранку крутить станет затруднительно. Да и расход топлива в стремлении обогреться будет зашкаливать за все мыслимые (да и немыслимые тоже) пределы;
- В смешанных условиях, например, со встречными ветрами и заносами, интеркулер лучше прикрыть наполовину, оставив незащищенный верх.
Так что не нужно терзаться сомнениями, можно ли закрывать интеркулер зимой. Если зимы в вашей местности суровые, то заслонка становится необходимой, как воздух. Но торопиться с ее установкой до появления стабильной низкой температуры не стоит. В противном случае будете бороться с последствиями перегрева движка, которые тоже могут оказаться довольно неприятными. Те же машины, которые катаются в условиях мягкой зимы, в подобном усовершенствовании не нуждаются уж точно.