При начавшихся проблемах с АКПП народ периодически начинает обдумывать ремонт гидротрансформатора своими руками. Вот все хорошо с автоматом: и ездить удобнее, и ручки-педали меньше дергать надо. Но вот в случае какой-то поломки даже за диагностику платить приходится немало. И если вы уже имеете опыт ремонтных автомобильных работ, представляете себе строение автоматической коробки и не боитесь испачкаться в масле, то начинаете прикидывать, насколько реально требуемые деньги оставить в семейном бюджете.
Тем более, что автосервисы – вовсе не гарантия того, что сделают все быстро, аккуратно и правильно: там тоже работают люди, у которых может быть плохое настроение, последствия вчерашнего праздника или просто недостаток знаний. Себе как-то доверия больше.
Ремонт гидротрансформатора АКПП своими руками осложняется тем, что довольно трудно точно установить, что с ним приключилось. Признаки поломки несколько смазаны и неявны; греша на какую-нибудь деталь, вы можете ошибиться очень сильно и обнаружить, что виноват совсем другой элемент. Впрочем, все равно разбирать придется весь узел, так что сильно много вы не потеряете – ни по времени, ни по усилиям.
Ставим диагноз
Подавляющее количество поломок гидротрансформатора обусловлено всего двумя причинами:
- расходуя моторную энергию на смешивание масла, он сильно нагревается в результате трения;
- при выполнении блокировки интенсивно истирается накладка. При этом в смазку вводится фрикционная пыль.
- Если по незнанию не обратить внимания на изношенность фрикциона и постоянный перегрев масла, можно заполучить целый букет болячек: хаб тоже станет перегреваться, выходной вал начнет вибрировать, масляный насос забьется (и со временем перегорит), а дальше потянутся поломки пакета сцепления, гидроблока – и так по всем элементам автомата.
Что можно считать типичными поломками?
- Износ подшипника. Проявляется гулом, сопровождаемым вибрацией. Их звуковая интенсивность растет с набором скорости;
- Истирание муфты на фрикционных дисках. Начинается с пробуксовки авто; довольно быстро движение вперед становится невозможным, в доступе остается только задняя передача;
- Износ составляющих тормозной системы. Здесь обратная предыдущей ситуация: теперь недоступен задний ход;
- Проблемы с маслом – на подъеме машина практически не тянет, теряет скорость, пробуксовывает, а при большом угле наклона и вовсе стопится;
- Проникновение в коробку грязи или воды. При этом в автомагистрали значительно понижается давление, масло начинает сильно пенится – и снова имеем пробуксовку;
- Изношенная скоростная муфта заставляет движок глохнуть, если вовремя не газануть;
- Засорение масла фрикционной стружкой образует нагар на соленоидных фильтрах. В результате давление масла становится слишком низким, вследствие чего получаем проявления, описанные в п. 5.
Прежде, чем забираться глубоко вовнутрь, стоит провести начальные работы: прозвонить всю электропроводку, замерить давление, снять и расшифровать коды поломок с бортового компьютера. И обязательно поменять масло. Возможно, больше никаких танцев с бубном больше не понадобится.
Самостоятельный ремонт
Если вы все же решили возродить к жизни АКПП своими умелыми руками, первое, чем нужно заняться – добраться до коробки.
- Демонтируется все, что находится над ней: АКБ вместе с ее площадкой, воздушный фильтр и патрубок от него (до самого дросселя), трамблер, трос от спидометра;
- Выкручиваются свечи;
- Колесные гайки ослабляются, авто поддомкрачивается и укладывается на надежные упоры;
- Убираются колеса; за ними скручивается ступичная гайка и снимается рулевой наконечник;
- После открытия крышки сверху сворачивается поворотный кулак;
- Извлекаются полуоси, демонтируется стартер, от радиатора отсоединяются шланги и трос, отвечающий за переключения передач;
- Двигатель поддомкрачивается, на его стенке снизу отворачивается лючок, через который скручиваются болты, фиксирующие гидротрансформатор с маховиком;
- Лебедкой коробка подтягивается вверх, нижняя балка откручивается, за ней идет соединительный кронштейн, а после – сама коробка;
- Из АКПП вынимается трансформатор;
- В поисках дефектных элементов его корпус разрезается, а сам механизм перебирается;
- Изношенные детали заменяются новыми; обязательным шагом при этом является установка новых уплотнительных колец и гидротрансформаторного сальника;
- Корпус заваривается с проверкой герметичности, надежности крепления всех элементов и стандартности тепловых зазоров.
Последним этапом будет балансировка гидротрансформатора. Честно говоря, ремонт гидротрансформатора АКПП своими руками представляется делом непростым: даже при наличии сварочного аппарата потребуется высокая точность работ и наличие специфической аппаратуры. Но наши народные умельцы и не с такими задачами справлялись. Ремонтировались и гидротрансформаторы, причем вполне успешно.