Многим автолюбителям будет интересно, как производится ремонт КПП ВАЗ 2109 и 21099 своими руками, и реально ли это. Ведь трансмиссия на этих моделях на самом деле не слишком надежная. Сейчас, также сказывается довольно почтенный возраст этих авто. Да и качество запчастей оставляет желать лучшего. В результате, поломки коробки на этих машинах не являются редкими. Благо особых проблем с восстановлением этого узла практически нет, все можно сделать в любом гараже. Справится с этим любой автолюбитель, умеющий хоть немного работать ключами. Обратите внимание на то, что узел это довольно сложный, желательно иметь возможность проконсультироваться в процессе работы с опытным слесарем.
Устройство
Ремонт КПП ВАЗ 2109 и 21099 своими руками, задача не такая уж и сложная. Перед ее выполнением рекомендуется ознакомиться с техническими характеристиками и особенностями коробки передач. Первостепенным считается первичный вал, на нем располагается блок с ведущими шестеренками. При движении вперед они постоянно находятся во взаимодействии с теми шестеренками, что ведутся.
Вторичный собран совместно с главной ведущей передачей. Также на нем установлены остальные ведомые шестеренки, а также 2 синхронизатора. К коробочному фланцу прикрепляется ведомая шестеренка главной передачи. Дифференциал имеет подшипники, они устанавливаются с натягом, и могут регулироваться с использованием различающихся в толщину колец.
Диагностика неполадок
Проблемы с коробкой передач могут быть самыми разными. Если КПП начинает шуметь в процессе работы, а также переключаться с хрустом. Не стоит сразу ее разбирать. Возможно просто нужно долить трансмиссионное масло. Проверьте его уровень. Если доливка не помогла, то вероятнее всего износились игольчатые подшипники или шестерни. При затрудненном переключении передач, в первую очередь проверьте состояние сцепления. Если это не помогло, то придется разбирать коробку, и устранять неисправность.
Ремонт
Для работы вам потребуется снять КПП с автомобиля. Установите ее вертикально. Производятся ремонтные работы в следующем порядке:
- Сначала откручиваются 6 гаек, крепящих заднюю коробочную крышку;
- Демонтируется место крепления сцепления, путем выкручивания винта, его крепящего;
- Несильно ударяя молотком, страгиваете с места крышку, снимаете ее;
- Включаете 3 или 4 передачи;
- Откручиваете винт, крепящий синхронизатор на 5 передачу. После включения 5 передачи убеждаетесь, что ни один вал не проворачивается;
- Далее стоит расконтрить и открутить гайки первичного и вторичного валов;
- Двумя отвертками поддевается синхронизатор на 5 передачу. Демонтируется совместно с вилкой. При снятии синхронизатора, убедитесь, что подпружинные шарики не выскочили из гнезд;
- Поддев отверткой ведомую шестеренку 5 передачи, демонтируете ее с вала;
- Снимается кольцо на упор подшипника;
- Снимается игольчатый подшипник;
- Демонтируется ведущая шестеренка 5 передачи;
- Откручиваются 4 винта, которыми прикреплены пластины подшипников. Удобнее это делать ударными отвертками;
- Снимается кольцо (стопор) подшипника (игольчатый);
- Далее снимается кольцо (стопор) подшипника на первичный вал, поддев жалом отвертки, аналогично поступают и на другом валу;
Выкручивается пробка с фиксатора, извлекается шарик и пружина. Процедуру повторяют с оставшимися двумя фиксаторами; - Снимают крепление опоры под двигатель;
- Выкручивают пробку фиксатора на задний ход, извлечь шарик;
- Демонтируют картер сцепления. Откручивают винт и 12 гаек, которые его крепят. Осторожно разделите картер и коробку;
- Демонтируйте картер КПП;
- Откручивается винт, крепящий вилку первой и второй передач;
- Извлеките шток и вилку совместно;
- Откручиваем винт, который крепит вилку 3 и 4 передач. Выводят головку штока (расцепите с рычагом переключения). Шток снимается с вилкой;
- Шток 5 передачи поворачивается, освобождая его головку от рычага. Демонтируете шток;
- Демонтируется вилка, включающая задний ход;
- Снимается шестеренка заднего хода. Делают это совместно с осью;
- Извлеките оба вала. Обязательно нужно их слегка покачать.
Стоит учесть, что при демонтаже валов все внутренние кольца на передние подшипники остаются на них.
- Вытаскивается ведомая шестеренка главной передачи (дифференциал совместно);
- Выкручиваются 3 винта крепления от механизма, переключающего передачи. После можно его демонтировать;
- Снимается уплотнитель, если снимете ее аккуратно и не повредите, то сможете поставить на место при сборке;
- Выпрессовываем подшипник впереди вторичного вала. Для этого возможно применять специальную выколотку, или трубку подходящего диаметра;
- Если нужна смена подшипника первичного вала, то требуется снять сальник;
- Демонтируйте подшипники только в случаях замены. При смене подшипника на первичном валу, дополнительно придется купить и новый сальник;
- Подшипник выпрессовывается внутрь картера;
- Извлекаем магнит, находящийся в картере;
- Откручиваем гайку, крепящую спидометр, поддеваем его жалом отвертки, снимаем с коробки;
- Выкрутите из КПП включатель фонарей заднего хода;
- Снимается чехол шарнира, переключающего рычаг на передачи. Для этого нужно его сдвинуть относительно фланца, и аккуратно снять;
- Демонтируется винт, крепящий шарнир, после чего можно снять его со штока;
- Откручиваем винт крепления рычага к штоку переключения передач. Извлеките шток с рычагом из картера;
- Осмотрите шток, если имеют место течи масла, то следует сменить сальник;
- Внимательно разглядите картеры, не допускаются никакие повреждения. На всех привалочных плоскостях должны отсутствовать вмятины и прочие изъяны. Когда повреждения невелики, стоит обработать их наждачкой. В остальных случаях деталь заменяют. Сборка производится в обратном порядке. При сборке проверяйте состояние всех деталей, при необходимости их следует заменить. Все трущиеся поверхности смазывают маслом. Под прокладки обязательно наносите герметик, это позволит избежать проблем с утечкой трансмиссионной жидкости.
Дополнительно. Описанный здесь процесс ремонта 5КПП, можно применить и для четырехступенчатого агрегата. Но, если у вас на повестке стоит ремонт кпп ВАЗ 2109 и 21099 своими руками, имеющей 4 передачи, придется запастись старым ведомым диском, к которому приваривается стальная труба. Это позволит свободно заклинить валы, и проделать все необходимые работы. Это единственное отличие в ремонте такой КПП.