Довольно часто автолюбители интересуются, что лучше цепь или ремень ГРМ. Споры об этом идут регулярно. Как правило, все водители делятся на две группы, которые делают выводы исходя из личного опыта. При этом, аргументы в пользу того или иного типа привода приводятся самые разные. Нужно учитывать, что для различных машин привод ГРМ может подходить разный, это связано с конструктивными особенностями, а также с некоторыми моментами эксплуатации. В связи с этим, невозможно однозначно сказать, какой из приводов будет наиболее актуален, выбор в различных ситуациях может быть разнообразным. Давайте рассмотрим этот вопрос более детально.
Что лучше, цепь или ремень ГРМ? Чтобы ответить на этот вопрос нужно разобраться более подробно с техническими особенностями разных типов моторов. Только так можно понять, какие плюсы и минусы тут имеются.
Особенности цепи
Этот вариант ГРМ считается одним из самых надежных. Применять его начали еще на заре автомобилестроения, так как такой подход значительно увеличивал ресурс привода.
Технологически привод осуществляется с помощью цепи, которая проходит через звездочки на коленвале и распредвале. У автомобилей с карбюраторным питанием имеется третья звездочка, которая синхронизирует работу клапанов и системы зажигания. На впрысковых моторах она если и осталась, то не несет практического значения. Важным моментом является расположение цепи внутри силового агрегата, при этом нижняя часть вместе с коленвалом находится в масляной ванне, которая и смазывает цепь. Натяжение происходит с помощью натяжителя плунжерного типа, это позволяет регулировать этот показатель, увеличивая срок службы цепи.
Стоит обратить внимание, на особенности цепи. Она тут достаточно широкая, на большей части современных двигателей цепь двойная. Такое решение предохраняет от внезапных разрывов, также двойные цепи обычно лучше противостоят растяжению.
Служит подобная цепь достаточно долго, практически на всех современных автомобилях ее замена регламентируется не ранее, чем через 150 тысяч километров. В технических регламентах некоторых моделей замена цепного привода вообще не прописана, то есть предполагается, что служить она будет весь срок службы мотора, то есть 300-500 тысяч километров.
Замена производится с частичной разборкой двигателя, это несколько осложняет работу. При этом, важно помнить, что обязательно также сразу заменять все звездочки. При этом внимательно следят за правильным расположением меток на шкивах.
Особенности ремня
На многих бюджетных автомобилях сейчас можно встретить ременной привод ГРМ. Это объясняется, тем что он более прост и дешев в сборке. Это позволяет сделать автомобиль с более низкой ценой, что однозначно имеет преимущество для бюджетных моделей.
В качестве передающего элемента используется зубчатый ремень. Наличие зубьев позволяет избегать проскальзывания ремня в процессе работы. Ремень вынесен за пределы корпуса двигателя, обычно его прикрывают пластиковым кожухом. Такой подход значительно упрощает диагностику и ремонт силового агрегата в случае необходимости. Классический привод имеет два шкива, и натягивающий ролик, но в некоторых случаях имеется решение с дополнительным шкивом, который приводит в действие некоторые вспомогательные механизмы.
Срок службы ремня во многом зависит от модели автомобиля, а также от условий использования. Как правило, производители регламентируют замену через 60-120 тысяч километров пробега. Такая разница возникает из-за конструктивных особенностей моторов, а также фактических характеристик самого ремня. Но, всегда стоит обращать внимание на необходимость регулярной проверки состояния приводного ремня, его обрыв может привести к необходимости капитального ремонта двигателя.
Осмотр ремня обычно производят через 10-15 тысяч километров. При этом, обращают внимание на силу натяжения привода, он не должен прогибаться больше, чем это рекомендовано производителем. Также следует смотреть на внешний вид ремня, о необходимости замены говорят:
- Трещины на ремне;
- Расслоение;
- Повреждение зубьев.
Если имеются подобные дефекты, тогда стоит однозначно в срочном порядке заменить привод. Вместе с ним меняются все шкивы, а также натяжной ролик.
Что лучше?
Теперь, когда мы знаем основные особенности разных типов приводов ГРМ, можно разобраться более подробно, какой из них все-таки лучше. Но, тут стоит понимать, что однозначного ответа нет, ибо многое зависит от сопутствующих факторов. Мы же рассмотрим основные моменты:
- Цепной привод значительно дольше служит, как минимум заменять ее потребуется в два раза реже, чем ремень. Во многих случаях, это вообще не потребуется. Если ваша задача, как можно реже посещать автосервис, тогда лучше приобрести машину с цепным приводом;
Ремень стоит дешевле, поэтому автомобили с таким техническим решением стоят несколько дешевле, чем аналоги. Зачастую этот фактор при покупке нового авто становится решающим; - Если сравнивать стоимость комплектующих для замены разных типов привода, то дешевле будет однозначно ремень. Как правило, комплект ременного ГРМ вам обойдется в 2-3 раза дешевле, чем цепной аналог;
- Ослабление натяжения цепи проще диагностировать. В случае возникновения проблемы, двигатель начинает работать более шумно, что является симптомом растяжения цепи. Благодаря такой особенности, можно заранее выявить неисправность и своевременно устранить ее. Ремни такими характеристиками не обладают;
- Также стоит обратить внимание, что цепной привод более вынослив к высоким нагрузкам. Поэтому, именно его часто используют в мощных двигателях, которые устанавливают на внедорожниках. Такой подход гарантирует большую надежность силового агрегата.
Примеры
Отечественные автолюбители почти поголовно уверены в низкой надежности ременных приводов ГРМ, причина тут кроется в нашем автопроме. Одним из первых движков, оснащенных подобным приводом, которые массово продавались, был ВАЗ-2105. Этот силовой агрегат представлял собой двигатель ВАЗ-21011, в котором цепной привод заменили на ременной. Именно это стало причиной множества проблем при эксплуатации мотора.
На практике же сейчас ременной ГРМ достаточно надежен. Именно такими двигателями оснащаются бюджетные модели марок:
- Lada;
- Renault;
- Kia;
- Toyota.
Также часто можно встретить ременной привод и в более дорогих, премиальных моделях автомобилей. Инженеров привлекает сравнительно бесшумная работа силового агрегата, что повышает комфортабельность машины.
Цепные моторы сейчас чаще всего применяются на спортивных и внедорожных автомобилях. Тут основной показатель – выносливость к повышенным нагрузкам. Все это позволяет достигать повышенной надежности, что делает такие автомобили более приспособленными к сложным условиям эксплуатации. Встретить цепь ГРМ можно в модельном ряду следующих марок:
- Toyota (внедорожники);
- Land Rover.
Это наиболее известные примеры использования цепи ГРМ, но такие двигатели имеются практически у всех автопроизводителей.
Альтернативы
Разработки двигателей без распределительного вала, и соответственно без классического привода ГРМ начали разрабатываться еще в середине 20-го века. Первым, инженером, который создал работающую модель, был наш соотечественник, профессор В. М. Архангельский, ему удалось сделать двигатель, где работа клапанов управлялась электромагнитами. Но, в связи с дороговизной в серию эта разработка не пошла. На данный момент имеются данные о проведении исследований сразу двумя компаниями:
- Saab создают двигатель без распредвала с электромагнитными клапанами;
- Koenigsegg ведет работы по созданию двигателя, в котором управление газораспределением производится с помощью пневматики.
Рано или поздно все эти эксперименты приведут к положительному результату. И тогда вопрос, что лучше цепь или ремень ГРМ станет неактуальным.