Нередко при ремонте авто возникает вопрос, можно ли обезжирить уайт-спиритом окрашиваемые или склеиваемые его детали. Интерес, можно сказать, правильный, поскольку в конструкции машины встречаются и металлические, и пластиковые детали. Иногда приходится работать и со стеклом – при замене лобового стекла, зеркал или треснувших стекол на фарах и фонарях. А у всех вышеперечисленных материалов различная степень и плотности, и взаимодействия с клеящими веществами.
Ухудшить ситуацию деформацией запчастей – купленных, или тех, к которым они крепятся – никому не хочется. Особенно трепетно народ относится к лакокрасочному покрытию автомобиля – перекрашивать весь корпус дело дорогое, затратное в отношении времени и хлопотное, если делаешь это своими очень умелыми руками. А ведь кузов обезжиривать приходится не только при ремонте, но и если повезло подхватить в пути нерастворимые водой загрязнения вроде капель битума, крошек резины, всяческие смазки и масла, довольно плохо смываемые с корпуса или стекла.
Можно ли обезжирить уайт-спиритом – ответ в первую очередь раскладывается на отдельные варианты по материалу, из которого сделаны обезжириваемые поверхности. Исходя из этого, будем описывать данные возможности и целесообразность использования этого растворителя на практике.
Металл
Все современные химреактивы, применяемые для обезжиривания, являются по сути своей растворителями для органики и, соответственно, неорганические поверхности (в первую очередь металлические) затрагивать не должны. Старинные и дедами проверенные обезжириватели – бензин с керосином и ацетоном – вполне справлялись бы со своей ролью, но отринуты современным автомобильным сообществом в связи с повышенной горючестью. Уайт-спирит тоже не лишен ее, но гораздо менее летуч, в связи с чем, более корректен с точки зрения техники безопасности в использовании.
С металлами в реакцию он не вступает, так что нет никакой опасности проделать с его помощью дырку в борту своего железного друга.
Не растворяет уайт-спирит и покрытия кузова, даже если они уже не цельные и снабжены царапинами и потертостями. С учетом его невысокой цены – рублей 50 за литр – использовать его в гаражных нуждах предпочитает большинство автовладельцев. Единственный недостаток вещества – довольно сильный и стойкий характерный запах. С осторожностью уайт-спирит может применяться только к алюминиевым деталям и сплавам, содержащим данный металл. Алюминий легко разъедается некоторыми органическими соединениями.
В теории, уайт-спирит повредить такие детали не должен, но кто его знает, что домешано в исходный материал. Во всяком случае, в народной автопрактике случаи деформации алюминиевых деталей встречались.
Пластик
С ним ситуация гораздо сложнее. Видов пластика, используемого в автомобилестроении, довольно много. Некоторые пузырятся и корежатся от бензола или ацетона, других ведет во все стороны от бензина, а какие-то даже растворяются в дихлорэтане. Ряд пластмассовых деталей вполне равнодушны к уайт-спириту, и их вполне можно обезжирить им. Но лучше не экспериментировать и купить специальный, мягкий препарат вроде PiTon или APP WК900. Да и те лучше предварительно опробовать на каком-нибудь малозаметном участке и в микроскопической дозе.
Стекло
Стекло индифферентно относится и к более агрессивным жидкостям, нежели уайт-спирит, и тут осторожничать излишне. Вопрос в другом: для чего проводится обезжиривание. Если его целью является склеивание (например, при замене треснувшего стекла заднего вида), то уайт-спирит вполне подходит. Но если вы отмываете лобовуху от попавших масляных веществ, перед тонированием или поклейкой пленки, то лучше обратить свое внимание на другие растворители.
Дело в том, что уайт-спирит оставляет после себя довольно заметные, чуть маслянистые разводы. Особенно нежелательно его применение под пленку – такие узоры останутся с вами навсегда. И пусть они не слишком заметны, однако видимость все же будут несколько ухудшать.
Если же подытожить опыт многих поколений автолюбителей, то на вопрос, можно ли обезжирить уайт-спиритом, можно однозначно дать положительный ответ. Только заниматься этим необходимым и кропотливым процессом нужно все же в хорошо проветриваемом гараже или вовсе – на улице, на открытом воздухе. И не лишним будет надеть специальную защитную маску или респиратор.