Поклонникам отечественного автопрома интересно, как отрегулировать клапана на ВАЗ 2109. Проблемы с тепловым зазором могут возникать практически на всех моторах, которые создавались в конце 20-го века. Поэтому, настройка двигателю требуется довольно часто. Некоторые автолюбители посещают для проведения этой работы автосервисы, но регулировка клапанов вполне по силам каждому. Главное, делать это нужно строго по определенному плану. Желательно попросить помощи, у уже проводившего эту работу человека. Он сможет проверить настройку двигателя, и обратит ваше внимание на сделанные недочеты.
Зачем нужна настройка?
Как отрегулировать клапана на ВАЗ 2109? Для ответа на этот вопрос нужно определиться, зачем нужна эта работа, и когда возникает потребность в ее проведении. Двигатель в процессе работы постоянно нагревается и охлаждается. Со временем местоположение некоторых элементов его конструкции может смещаться. Чаще всего, это происходит с элементами газораспределительного механизма. В первую очередь страдает зазор клапанов.
На современных автомобилях для устранения этой проблемы предусмотрен механизм гидрокомпенсации. Но, на таких машинах как 2109, система регулировки механическая, поэтому требует регулярных вмешательств владельца. Если не производить эту работу, то клапана могу либо совсем не закрываться, либо не открываться. В любом случае это отрицательно скажется на характеристиках двигателя.
Когда нужно регулировать? Согласно регламенту плановых работ, составленному производителем, регулировка теплового зазора делается раз в 40.000 километров. Но, это касается только новых двигателей. Силовые агрегаты с большим пробегом зачастую требуют к себе внимания значительно чаще. Обычно регулировку производят при появлении характерного звонкого стука из-под клапанной крышки. Также настройку производят при любых работах со снятием распредвала, а также головки блока цилиндров.
Настройка
Регулировка теплового зазора производится путем подбора толщины шайб, которые расположены поверх толкателя. Изменяя их толщину и количество, добиваются идеального зазора. Показатели для разных клапанов немного различаются: Выпускной – 0,35+0,05 мм., впускной – 0,2+0,05 мм.
- Набор щупов;
- Набор ключей;
- Регулировочные шайбы;
- Шило или пинцет;
- Приспособление для утапливания толкателей.
Помимо перечисленного желательно иметь под рукой свечник и ключ храповика.
Производить настройку клапанов следует в теплом помещении. Делать это лучше на непрогретом двигателе. Так вы сможете максимально точно выставить зазор. Перед началом работы снимите воздушный фильтр, и остальные мешающие элементы конструкции. Сам процесс настройки происходит в следующем порядке:
- Снимите крышку прикрывающую привод ГРМ, заодно выкрутите свечи;
- Выставьте поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку такта сжатия. Для большей уверенности заткните свечное отверстие полиэтиленовым пакетом, когда его «выстрелит», то искомое положение близко. Обязательно проверьте положение меток на шкиве и моторе. Они должны совпадать;
- Снимаем клапанную крышку. С помощью шприца откачиваем масло имеющиеся в головке, иначе мы не сможем увидеть шайбы;
- Шестерня распредвала проворачивается на 2-3 зуба, на коленвале это будет 40°-50°;
- В таком положении проверяют зазор на 2 и 3 клапане. Если показатель отличается от рекомендуемого, то нужно произвести настройку. Для этого, с помощью специального приспособления утапливаем толкатель, и пинцетом или шилом вытаскиваем шайбу. Смотрим на ее номинал, и рассчитываем толщину для новой. Ставим шайбу на место;
- Провернув мотор на 90° от метки, доводят его на 2-3 зуба вперед. В таком положении проверяются клапана 5 и 2;
- Еще раз проворачивают двигатель и опять его немного проворачивают вперед. Проверяют 8 и 6;
- Провернув храповик еще на 90°, и довернув его, регулируют клапана 4 и 7;
- Далее производят проверку еще раз. Если все в порядке, то можно собирать двигатель. Рекомендуется поставить новую прокладку под клапанную крышку.
- Для расчета толщины шайбы, необходимо вычесть из ее размера лишний зазор. Например, шайба 3,5 мм, а зазор на 0,07 мм меньше, в данном случае шайба берется 3,43. Такую вы наверняка не найдете, поэтому можно взять с допуском 3,45 мм. Если зазор больше, то разницу прибавляют.
Заключение. Владельцы старых отечественных автомобилей часто сталкиваются с необходимость настройки двигателя. Это связано с особенностями их конструкции. Чтобы снизить затраты на обслуживание, желательно разобраться, как отрегулировать клапана на ВАЗ 2109. И в дальнейшем производить эту работу самостоятельно. Благо никаких особых навыков для этого не требуется.