При покупке турбированного автомобиля признаки неисправности турбины дизельного двигателя нужно запомнить крепче, чем таблицу умножения. От нормального функционирования и здоровья турбины напрямую зависит работа мотора и самочувствие остальных его составляющих. Нет, никто не призывает отказываться от той мощи и динамики, которую может предоставить турбонаддув при езде в спортивном или ином стиле.
Просто напоминаем, что для стабильной работы и отсутствия всяческих проблем с агрегатом требуется внимательное, тщательное отслеживание его поведения. А при наличии даже косвенных симптомов нездоровья нужно немедленно принимать конкретные меры. И чем раньше вы диагностируете проблемы, тем меньшей кровью обойдется восстановление нормальной жизнедеятельности вашего автомобиля.
Признаки неисправности турбины дизельного двигателя – сигнал для скорейшего посещения автомобильного сервиса. Даже любители покопаться в железных внутренностях машины не рискуют слишком глубоко залезать в эту часть агрегата. Хотя, конечно, простейшие реставрационные действия можно провести и самостоятельно. Об этом и расскажем в нашей сегодняшней статье.
Тревожные симптомы
Самыми явными признаками сбоев в работе турбины можно определить следующие.
- Дымление выхлопа. Он может приобрести белый, черный или даже синевато-сизый оттенок (см. статью «Почему дизель дымит черным дымом»);
- Повышенная шумность работы мотора (воспринимается на слух);
- Так называемый помпаж – пульсация давления на выходе турбокомпрессора, проявляющаяся громкими, отчетливыми хлопками;
- Падение тяги, которое сопровождается заметным ухудшением динамических показателей и удлинением времени, необходимого для набора оборотов. На холостых – движок работает также нестабильно;
- Явный запах масляного перегара. К нему присовокупляется увеличение потребления моторного масла;
- Настораживающие звуки из-под капота. Это могут быть свист, глухой гул или вой (см. статью «Почему при запуске двигателя слышны щелчки и свист»).
Несмотря на всю показательность перечисленных признаков, они могут свидетельствовать и о неполадках других узлов мотора. Именно поэтому рекомендовано обследование силами профессионалов, разбирающихся в турбинах.
Что можно проверить своими силами?
В преддверии посещения СТО кое-что можно сделать и самостоятельно.
- При наличии задымления любого цвета проверяются воздушный фильтр и соединения патрубков. Возможная разгерметизация устраняется, негодный фильтр заменяется;
- В первом приближении можно проверить износ самой турбины. Для этого ротор слегка прокручивается. Если люфт невелик – турбина в норме, если же при провороте ротор немного задевает корпус, турбину, скорее всего, придется отдать в ремонт;
- Следующий этап – обследование турбонаддува. Оно потребует «помощи друга». Движок запускается при открытом капоте, и один из испытателей пережимает патрубок, ведущий от турбины к впускному коллектору. Второй в это время секунд усиленно газует. Патрубок при этом должен надуваться от давления. Если он остается вялым – турбину придется ремонтировать;
- Осмотру подлежит и турбокомпрессор – на нем не должно быть изобилия масла или наличия пятен другого происхождения. При отсоединении патрубка, с помощью которого проверялся турбонаддув, он должен оставаться сухим и не замасленным. Если следы масла обнаружены – ваша турбина, скорее всего, приказала долго жить.
Чтобы турбина не подвела
Основная часть мотора с турбонаддувом на хороших машинах – вещь надежная, но сложно устроенная. Для того, чтобы ваше авто пробегало запланированный производителем ресурс без серьезных ремонтов, достаточно бережно и внимательно к ней относиться. В список заботливых действий входят:
- Использование исключительно качественных масел и солярки. С последней, конечно, сложнее, но найти нормальную заправку все же возможно;
- Категорический отказ от промывок-«пятиминуток»: они способны за один раз убить турбину практически без возможности восстановления;
- Наличие турботаймера – залог долгой, здоровой и счастливой жизни движка с турбонаддувом;
- Поддержание нормированного уровня масла. Для большинства турбированных моторов не требуется долив масла в промежутках между его заменами. Если вы обнаружили, что масло уходит не по расписанию – езжайте в автосервис;
- Регулярный техосмотр. И временная дистанция между обследованиями должна быть меньше, чем предписано для атмосферных двигателей;
- Прогрев движка до рабочей температуры до начала движения. Частая работа на холодную процентов на 30 сокращает срок жизни турбины. А для всех ремонтных работ найдите нормальную СТО.
Проще всего ускорить выход из строя турбины, доверив манипуляции с агрегатом неподготовленным людям. И едва обнаружив признаки неисправности турбины дизельного двигателя, поезжайте к уже проверенному мастеру.