Приходит время, когда проверка форсунок дизельного двигателя становится не просто желательной, а крайне необходимой диагностической операцией. Повысился расход топлива, упала мощность, исчезла динамика, запуск двигателя с третьего или пятого раза – вот первые признаки того, что форсунки функционируют не в штатном режиме и полный отказ мотора уже не далекое будущее.
Проверка форсунок дизельного двигателя может быть проведена как в условиях гаража собственными силами при наличии достаточных навыков и опыта, или на СТО с применением специального диагностического стенда.
Второй путь самый логичный и оптимальный, правда только в том случае, когда до ближайшего цента технического обслуживания не несколько сот километров и имеется несколько тысяч лишних денег в кармане.
Поэтому нет ничего удивительного, что большинство отечественных владельцев автомобилей с дизельными движками предпочитают самостоятельно осуществлять проверку работоспособности форсунок.
Схема работы
Прежде чем приступать к проверке функциональности форсунки, желательно иметь представление о процессах, в которых она принимает непосредственное участие и о ее конструкции.
Практически все форсунки дизельных двигателей имеют сходную конструкцию и принцип действия. Исключения могут составлять форсунки современных суперкаров, но к ним, понятное дело, никто не «сунется» — себе дороже будет.
Системы подачи топливной смеси функционирует в следующей последовательности:
- топливный насос под сильным давлением подает топливо по магистрали на штуцер форсунки;
- от штуцера отходят топливные каналы, по которым диз. топливо попадает в распылитель;
- выход с распылителя может быть один (так называемое точечное распыление) или несколько (мультираспыление или многоточечное), в любом варианте он закрыт специальным затвором в форме иглы;
- иглу подпирает пружины;
- давление в полости распылителя растет и отжимает пружину иголки, давая, таким образом, топливу возможность вырваться под давлением с корпуса форсунки;
- как только топливо освободило камеру распылителя, игла должна занять исходное положение.
Последний пункт цикла работы форсунки особо важен. Если произойдет задержка с закрытием форсунки, или она закроется не полностью, или вообще не закроется, то в работе двигателя не просто начнутся перебои – он просто откажется работать.
Причины неисправностей
Одной из причин невозвращения иглы в исходное положение может быть износ пружины или ее искривление. В конструкции форсунки изначально продуман механизм борьбы с этим явлением в виду толкателя-доводчика, который направляет иглу в нужном направлении. Однако и этот конструктивный элемент со временем изнашивается и у него появляется выработка.
Поэтому при замене распылителя на форсунке желательно одновременно производить установку, как новой пружины, так и нового толкателя.
Другой неисправностью в работе форсунок, которая встречается гораздо чаще, является засорение или сужение диаметра выходного отверстия распылители и отложение на игле несгораемых компонентов и смол, которые содержатся в топливе. В любом случае, от качества топлива напрямую зависит и срок штатного функционирования форсунки любой конструкции, независимо от того, на каком двигателе она установлена.
Способ проверки
Любые ремонтные работы предполагают возможность проверки конечного результата. Проверка форсунок может быть визуальная или стендовая.
Визуальная проверка форсунок дизельного двигателя сродни аналогичной процедуре, проводимой со свечами в карбюраторных двигателях. Форсунка, как и свеча, выкручивается и стартером делается несколько оборотов двигателем, предварительно приложив ее к корпусу двигателя резьбой.
В этом случае свеча должна заискрить, а форсунка выдать правильный конус горящего топлива. Метод варварский, но наглядный и эффективный. Но лучше поехать на СТО и все проверить на стенде.