Чаще всего после очередного технического осмотра водители замечают течь масла из под клапанной крышки. Вроде специалисты проводили обслуживание машины, прокладку заменили новой, болты затянули рекомендуемым моментом затяжки, а появилась течь. Начинаются поиски причин такой неприятности, которая приводит не только к загрязнению мотора, но и к потере моторного масла, поэтому с этим нужно бороться.
Течь масла из под клапанной крышки возможна как на новых автомобилях, так и на машинах с пробегом, кстати, на последних это случается чаще всего. Причин этому много, поэтому постараемся вместе разобраться в том, что случилось, как это произошло, что нужно сделать, чтобы избежать подобного в будущем.
Для чего нужна смазка клапанного механизма?
В этом месте находится весьма важный для работы мотора механизм газораспределения. Он состоит из множества трущихся пар, которым для облегчения работы нужна смазка маслом. Использовать масляную ванну в этом случае не представляется возможным, так как это усложнит конструкцию силового агрегата, а это приведёт к его удорожанию.
Конструкторы пошли по другому пути и разработали принудительную систему подачи масла к трущимся парам. Для этого в блоке цилиндров имеются каналы, которые совмещаются с таким же в головке блока цилиндров. Смазка поступает в них под давлением, которое создаётся масляным насосом, далее оно попадает в полость распределительного вала и через отверстия в нём на кулачки и толкатели клапанов.
Так как механизм вращается с большой скоростью, смазка разбрызгивается во все стороны. Вот поэтому этот узел накрывают крышкой клапанного механизма, а для уплотнения в обязательном порядке устанавливается прокладка. Заводы изготовители машин рекомендуют менять её при каждом снятии при обслуживании клапанного механизма.
Почему происходят протечки?
Это явление очень неприятно для любого владельца. Силовой агрегат имеет неопрятный вид, все забрызгивается моторным маслом, что может вызвать сбои в работе системы зажигания. Увидев малейшие следы протечек, следует отыскать и устранить причину их появления.
Чаще всего виновником таких проблем становиться прокладка между головкой блока цилиндров и клапанной крышкой. В чем может заключаться её вина? Как уже было сказано, это изделие одноразового использования, при каждом снятии её нужно менять. Но иногда водители ставят на место старую прокладку, и она даёт течь.
Несколько лет назад, когда запасные части на иномарки были в большом дефиците, владельцы придумывали различные способы для восстановления таких изделий. Иногда это помогало использовать их повторно. Сегодня таких проблем с дефицитом нет, поэтому лучше использовать новые детали.
Для изготовления уплотнений должны использоваться маслостойкие материалы. Если недобросовестный производитель проигнорирует это требование, то от воздействия моторного масла обычная резина начинает расслаиваться и пропускает масло.
Ещё одной такой причиной является неправильная затяжка крепления клапанной крышки. В инструкции по эксплуатации машины подробно описан порядок затяжки крепления. Его нарушение очень часто приводит к течи масла. При чрезмерном усердии можно её деформировать, что нарушит герметичность уплотнения. На некоторых силовых агрегатах они изготовлены из алюминиевых сплавов, которые особенно боятся чрезмерных усилий при затяжке крепежа.
К возможным причинам протечек можно отнести избыток отработанных газов в картере двигателя. Это возможно при засорении сапуна, который должен отводить их из этой зоны, или при значительном износе поршней и поршневых колец. «Лишним» газам деваться некуда, давление увеличивается, и они находят слабое место в уплотнении, продавливают его и вырываются наружу вместе с капельками моторного масла.
Нельзя не сказать и о такой, хоть она и случается очень редко, причине, как коробление головки блока цилиндров. Такое может случиться только при значительном перегреве двигателя. Последствия такого неприятного момента могут коснуться не только клапанной крышки, но и прокладки головки блока.
Что делают в таких случаях?
Прежде всего использовать качественные запасные части для обслуживания своего авто. Копеечная экономия на них может вылиться в рублёвые затраты на исправление проблем. Соблюдайте правильность затяжки крепежа клапанной крышки. Если автомобиль имеет значительный пробег и на крышке отчётливо видны следы от затяжки крепления, можно дополнительно уплотнить соединение маслостойкими герметиками.
Избыток газов в картере устраняется промывкой сапуна, который отведёт его излишки, а если обнаруживается износ поршневой группы, нужно проводить ремонт двигателя. Коробления головки от перегрева можно устранить шлифованием на плоскошлифовальном станке. Течь масла из под клапанной крышки явление неприятное. Однако вполне решаемое водителем автомобиля самостоятельно.