Все, кто ездил на отечественных автомобилях знают, что замена сальника распредвала на ВАЗ 2109 довольно частая работа. Но, при этом далеко не все знают, как правильно производить это действие. Для начала определимся, что такое сальник, и для чего он используется в машине. Сальником называют специальный манжет в виде кольца из уплотненной резины на металлической основе. Основное предназначение, это обеспечение герметичности между движущейся деталью и неподвижной. В нашем случае сальник предотвращает утечку масла, и не дает попасть грязи под клапанную крышку. Поэтому, важно при проявлении неисправности заменить манжет на новый.
Замена сальника распредвала на ВАЗ 2109 производится по мере необходимости. Инженеры это не регламентировали, зачастую такую работу производят при манипуляциях с распредвалом. Также нужно заменить манжет при появлении масляных потеков на нем. Но, не стоит сразу спешить производить его замену. Иногда проблема возникает из-за забитого шланга вентиляции картера. Поэтому, проверьте его состояние. Если после его прочистки ситуация не поменялась, тогда действительно пора сменить сальник.
Подготовка
Работа по замене сальника распредвала не сложна. Для этого подготовьте следующий набор инструментов:
- Головка на 10, с удлинителем;
- Накидной ключ на 17;
- Шлицевая отвертка;
- Оправка;
- Молоток.
Начинать работу следует с подготовки. В нее входит обязательное отключение аккумулятора. А также снятие привода ГРМ. При этом, не забудьте в самом начале работы вывести двигатель в положение: 1 цилиндр в ВМТ такта сжатия. Это облегчит вам задачу по сборке мотора. Заодно стоит проверить правильность выставления меток на распредвале и коленвале. Если метки не совпадают, то имеет смысл выставить их в правильное положение. Это стабилизирует работу мотора, а также избавит вас от скорого капитального ремонта. Выполнив все подготовительные действия, приступают к работе по замене сальника.
Процесс
- Сначала ключом на 17 скручивают шкив распредвала (с уже снятым ремнем). Чтобы предотвратить прокручивание, стоит его придерживать. Для этого головку с удлинителем надевают на болт, крепящий заднюю крышку приводного ремня ГРМ. К нему можно подобраться, через отверстие в шкиве;
- Открученный шкив снять. Внимательно отнеситесь к шпонке распредвала (не теряйте ее);
- Сальник извлеките с помощью отвертки. Следует его осмотреть. Учтите, что на двигателях разных лет выпуска, устанавливались разные манжеты. Поэтому оптимальным вариантом будет поход в магазин со старой деталью. Так вы гарантированно приобретете, подходящую для вашего автомобиля запчасть. При покупке оцените состояние новой детали. Хорошая кромка не имеет различных наплывов и вмятин;
- До установки смажьте внутреннюю часть сальника моторным маслом, также желательно сделать небольшую фаску на кромке манжета надфилем. Это облегчит вам задачу по установке его на место;
- Обращайте внимание на направление вращения сальника. Определить его можно по направлению стрелочек на самой запчасти. Если установите неправильно, он не будет полноценно выполнять свои функции, то есть течь никуда не денется;
- Устанавливаем манжету, для этого просто надеваем ее на вал. Обратите внимание на положение рабочей кромки. Если она подогнулась, то ее нужно расправить с помощью острой палочки;
- Окончательно на место сальник устанавливается с помощью подходящей оправки. Для этого подойдет, например, головка большого диаметра. Ее надставляют на сальник и несколькими не сильными ударами, помещают его на место;
- Сборка производится в обратном порядке.
При проведении сборки нужно обратить внимание на некоторые нюансы. Касаются они в основном установки деталей ГРМ.
Сборка ГРМ
Если вы изначально поставили первый цилиндр в ВМТ, то никаких проблем со сборкой у вас не возникнет. Если же вы решили не заморачиваться, то теперь вам представляется шикарная возможность выставить газораспределительный механизм по меткам. Если вы все при демонтаже сделали правильно, то собирая привод ГРМ, обратите внимание на несколько моментов.
У многих людей возникают вопросы о правильной установке шкива распредвала. Запомните, что ставится он выступом внутрь. Также важно правильно натянуть ремень. Правильно натянутый ремень позволяет провернуть двигатель двумя пальцами на 90°.
Заключение. Проблемы с манжетой распредвала на «девятках» не редкость. Поэтому, каждому обладателю автомобиля этой модели желательно знать, как производится замена сальника распредвала на ВАЗ 2109. Работа это не сложная, но так как приходится работать с приводом ГРМ, необходимо выполнять эту работу очень тщательно. Любая ошибка чревата сбоями в работе всего силового агрегата.