Немногие водители знают, как проверить диодный мост генератора мультиметром. Однако этот небольшой элемент играет огромную роль в работе и корректной зарядке аккумулятора. Каждый раз, когда что-то ломается, автовладельцы везут свои автомобили в сервисные центры. Но если применить некоторые знания, проблемы можно решить самостоятельно при этом оставив у себя неплохую сумму денег.
Мост в зарядном устройстве играет роль выпрямителя. Для данного вида преобразования в генераторе установлено 4-6 сильных диодов, объединенных в цепь. Диодный мост расположен непосредственно в корпусе генератора.
Принцип работы моста генератора основан на пропускании тока только в одном направлении (от генератора к батарее) и блокировке тока, идущего от батареи к генератору. При этом в одном направлении создается сопротивление некоторой конечной величины, а в обратной стремящееся к бесконечности. При возникновении неисправностей с мостом появляются проблемы с электрикой автомобиля и аккумулятором.
Причины перегорания диодного моста
Как проверить диодный мост генератора мультиметром? Во-первых, нужно выяснить причины выхода из строя диодных мостов. Самыми частыми причинами поломки — это попадание и накапливание в нем воды. Это может происходить при мойке автомобиля или при езде по мокрому покрытию.
Вторым моментом, который приводит к перегоранию — это переполюсовка на клеммах аккумулятора. Переполюсовать, можно при прикуривании авто или при подключении зарядного устройства. Несомненно, существуют еще более сложные моменты, приводящие к выходу из строя моста генератора. Но для начала следует избегать первых двух.
Проблемы с машиной при сгорании генераторного моста
При выходе из строя этого маленького элемента начинаются весьма значительные проблемы с аккумуляторной батареей. Диодный мост и батарея напрямую связаны друг с другом. Возможны, два противоположных варианта: при одном аккумулятор не будет вообще получать заряд, а во втором случае заряд на батарею будет идти очень высокий, что приведет к вскипанию электролита.
В связи с этим, если вы быстро не решите проблему с мостом, то вскоре придется задуматься о покупке нового аккумулятора. Поэтому необходимо иметь хоть минимальное представление как проверить работоспособность моста в генераторе. Можно использовать два варианта проверки: лампочкой и при помощи обыкновенного мультиметра. Рассмотрим в статье два метода.
Проверка при помощи лампочки
В любом из случаев диодный мост необходимо извлечь из генератора. Берем мост в сборе и дотрагиваемся им до клеммы аккумулятора. При этом нужно следить, чтобы контакт был хорошим и постоянным. После этого берем подготовленную лампочку и одним контактом (плюсом) подключаем ее к плюсу аккумулятора.
Теперь поочередно дотрагиваемся вторым контактом лампочки к контактам диодов, потом к контактам, где подключается обмотка стартера. При этом если лампочка начинает гореть, то это значит, что мост не работает («пробит»). Потом, если поэтапно подключать цепь через один диод, то можно найти неисправный и поменять его. Такой вариант проверки распространяется на все перегоревшие элементы.
Если необходимо проверить мост генератора на разрыв в цепи. Для этого минус моста подключаем к плюсу батареи. Потом подключаем плюс лампы и крепим его к такому же полюсу батареи. Затем подключаем свободный контакт лампочки ко всем местам описанным ранее. Лампочка должна гореть ярко. Если не горит или горит тускло, необходимо искать обрыв в цепи диодов.
Проверка при помощи мультиметра
Как и в предыдущем случае, снимаем мост с генератора и кладем удобно на стол. При работе с мультиметром, каждый диод будем проверять по отдельности. Первым делом мультиметр переключаем в состояние «прозвон». При отсутствии такой функции на мультиметре, выставляем сопротивление 1 кОм. В режиме «прозвона или специального режима проверки диодов» при замыкании двух контактов мультиметра, он звонит.
Диодный мост можно разделить на две части: часть вспомогательных диодов и часть силовых диодов. Проверка как одной, так и другой части проводится одинаково. Принцип проверки следующий: исправный диод в направлении аккумуляторной батареи будет показывать значение сопротивления порядка нескольких сотен Ом, а в обратном направлении сопротивление, которое стремиться к бесконечности.
Теперь к каждому контакту диода подключаем щупы мультиметра, при этом если он выдает значение отличное от значения при подключении (нулевое) в обратном порядке (поменять местами щупы мультиметра), то, следовательно, диод сгорел. Такую операцию проводим с каждым диодом по отдельности.
Еще один вариант – когда при подключении в обоих направлениях мультиметр показывает нулевые значения, то это свидетельствует об обрыве в цепи.
При показаниях мультиметра близких к нулю (невысокое сопротивление) или одинаковых в обоих направлениях значит, что диод в мосту «пробит». Использование мультиметра в качестве проверочного прибора, позволяет точно указать на вид поломки диодного моста и на точное положение диода, вышедшего из строя.
При использовании лампочки все примерно аналогично, при невысоком зарядочном токе (характерно для старых машин) можно не уловить некорректную работу. В связи с этим, применение мультиметра является наиболее приемлемым для поиска неисправности.
Единственным неоспоримым плюсом метода лампочки является, что диодный мост с генератора снимать необязательно, однако, работать всегда удобнее с отдельной частью. При обнаружении такого диода, замените его на новый. Замена является совершенно несложной, так как с паяльником обращаться весьма нетрудно.
Таким образом, мы рассмотрели основные принципы поиска проблемы в некорректной работе диодного моста генератора, а также довольно детально описали, как проверить диодный мост генератора мультиметром. Можно видеть, что данная процедура совершенно несложная и поиск не займет много времени. При этом самостоятельная проверка позволит сэкономить некоторую сумму денег.