Кто хоть немного увлекается бездорожьем, полным приводом или просто живет в деревне, хотя бы раз (а то и не один), пытался понять, в чем отличаются гражданские мосты УАЗа, от военных. Сегодня наша редакция решила ответить на этот вопрос для всех, раху детали самым простым языком (ну или не совсем).
Сразу переходить к разбору не правильно, нужно понять весь контекст и взаимосвязь будущих фактов, с них пожалуй и начнем.
История
Тот самый, знаменитый, вечный и легендарный 469 УАЗик появился как наследник ГАЗ 69, задачу разработать новый внедорожник военного назначения, поставила Министерство обороны. Поскольку опыта эксплуатации хватало за глаза, военные четко понимали, что им нужно, и что категорически не нужно.
Суть: Сконструировать машину на новой базе, меньшего веса (для повышения проходимости), динамичный, не уступающий проходимостью ГАЗ 66, чтобы машина могла двигаться на марш бросках с колоннами танков, при этом, легко обслуживаемой в полевых условиях. И как бонус — цена производства должна быть низкой, но с использованием современных на тот момент технологий.
Поскольку для сельского хозяйство также требовало автомобиль повышенной проходимости. Сразу спойлер — УАЗик вышел в 1966 году, в то время как народная Нива в 1975, считайте 10 лет разницы.
Так вот, чтобы сэкономить инженерные и производственные ресурсы, было принято решение, создать два типа мостов, под военные и гражданские задачи. В быту, обычные УАЗовские мосты называли просто и понятно — Колхозными, а военные портальными или редукторами.
В чем разница между ними?
В военных мостах, между ступицей и полуосью расположен бортовой редуктор, в дополнительном картере.
Плюсы “Вояк”
- Стоковый клиренс больше на 6-8 см.;
- Нагрузка равномерно распределяется между редуктором и главной парой, что не только повышает проходимость на бездорожье, но и хорошо влияет на надежность. Плюс зубья главной пары больше;
- Выдается больший крутящий момент на низких оборотах двигателя;
- Возможность взять дополнительный вес или прицеп, без особого снижения проходимости;
- Менее придирчивы к маслу в редукторах;
- Выдерживает более низкие \ высокие температуры;
- Лучше едят в горки.
Минусы
- Установка на гражданский УАЗик будет не простым делом;
- Регулировать шкворни придется чаще;
- Шум при движении будет очень громким, подбор масла лишь частично решит проблему;
- Требуют обслуживания, если забить, то на отметке 50.000 км. начнут истекать маслом.
Плюсы стандартных мостов
- Вес. Они весят меньше, что снижает расход топлива. В среднем на 1.5-2 литра на 100 км, по сравнению с вояками;
- Облегченный вес также влияет на комфорт при езде (если слово комфорт вообще применимо к УАЗам);
- Любой ремонт всегда дешевле и проще;
- Управляемость лучше;
- Меньше шумов на скорости (хотя так себе преимущество, шумоизоляция и УАЗ вещи разные);
- Возможность дополнительно установить блокировки дифференциала. На вояки конечно можно тоже, только проблем будет больше, да и ценник значительно выше;
- Есть возможность установить пружинную подвеску, вместо рессорной;
- Запчасти найти проще;
- Требуют меньше масла.
Есть ли смысл их ставить?
УАЗ машина специфичная, для передвижения в условиях города, она не годится от слова совсем, другое дело — поля и грязь, т.е. ее родная стихия. Это в первую очередь внедорожник, или средство передвижения для жителей сел и деревень, где каждую осень или после дождя, полный привод, остается последней связью с цивилизацией (пример с охотниками и рыбаками опустим, ибо он слишком очевиден).
Для гражданских задач, обычных мостов хватит за глаза, а вот любителям джипинга или фермерам, лишняя проходимость никогда не повредит. Только есть обратная сторона — максимальная скорость, упадет до 90 км. ч., но кто в здравом уме будет так разгонять УАЗ в поле или на трассе?
Поставить их конечно можно, если есть необходимость, но куда проще и дешевле, сразу купить УАЗ на таких мостах, самый оптимальный вариант — с военной консервации. Стоит недорого, да и состояние будет лучше, чем у аналогов с АВИТО и прочих автомобильных сайтов.
Советы и факты
- Что касается запчастей, то для военных вариантов просто так зайти и купить в ближайший магазин не выйдет, самое простой выход — отправиться на разборку;
- Передаточные числа 5,38 против 4,63 (угадайте, где лучше 🙂 );
- Сломать полуось или ШРУС, в вояках, безумно сложно, но возможно. Это палка о двух концах — надежность в разы выше, но если сломалось, придется хорошо раскошелиться на ремонт;
- Если Вояка сломалась, порой дешевле купить новый мост в сборе, чем ремонтировать старый, да и по времени это будет ощутимо быстрей, хотя любителей зависать в гараже, постоянно занимаясь ремонтом, такой факт не остановит;
- А вот поставить гражданские мосты, вместо военных, просто так не выйдет, потребуются доработки и опыт, хотя в интернете все уже сотню раз расписано, тот же Drive2 в помощь.