Комплектующие становятся все дороже, и водители стремятся продлить срок их службы, поэтому ремонт амортизаторов своими руками становится все более актуальной задачей. На самом деле, тут стоит учитывать несколько факторов, которые могут сказаться отрицательно на результате работы. В некоторых случаях намного эффективнее и надежнее купить новую деталь. Тут опять же стоит помнить, что амортизирующий элемент является важной составляющей подвески, любой недочет в его работе приведет к ускоренному износу остальных элементов, а также повышенной нагрузке на сопряженные элементы кузова.
Ремонт амортизаторов своими руками можно произвести практически в каждом гараже. Для этого не нужно иметь большой навык в авторемонте. Но, все же стоит учитывать возможности детали, а также необходимость покупки ремкомплектов. Это в некоторой степени осложняет проведение ремонтных работ. Также стоит помнить, что в некоторых случаях неисправность просто устранить невозможно.
Причины ремонта
Для начала давайте разберемся, когда необходимо производить ремонт этого узла автомобиля. Чтобы гарантированно понять, что и когда следует делать, для начала разберем принцип работы этого узла современного авто.
Как вы знаете, основной задачей амортизатора любой конструкции является смягчение ударных воздействий на кузов автомобиля. На данный момент для этой цели используются телескопические амортизирующие элементы, они наполнены маслом или газом, за счет этого и происходит смягчение ударов. И зачастую именно необходимость поддерживать оптимальное давление масла в системе приводит к проблемам с амортизаторами и выходом их из строя.
Как правило, выходят из строя сальники, уплотнители и перепускные клапана (при наличии). При повреждении этих элементов происходит утечка рабочего вещества, также снижается давление внутри системы, что и приводит к уменьшению эффективности работы. В этом случае часто водители просто заменяют весь комплект амортизаторов, хотя, во многих случаях их можно восстановить до работоспособного состояния.
Единственный вариант, когда однозначно нет шансов на ремонт – повреждение корпуса детали. Это могут быть трещины или обломы крепежных элементов. В таком случае восстанавливать узел не имеет смысла. Даже если это удастся, то надежным такой амортизатор считать нельзя.
Диагностика
Как правило, первичное диагностирование проблем с амортизаторами происходит по принципу «хороший стук наружу выйдет». То есть, практически все водители замечают неисправность только когда она начинает проявляться.
Обычно признаком проблем являются удары по подвеске при проезде препятствий и неровностей. Это происходит по причине не срабатывания амортизатора, в итоге весь удар передается на корпус и рулевое управление (если проблема в передней подвеске). Причина подобного явления – разгерметизация корпуса амортизатора. Часто в этом случае можно заметить раскачивание автомобиля при движении на высокой скорости.
Есть старый дедовский способ проведения диагностики. Нажимаем на крыло машины и резко отпускаем. Если проблем с амортизацией нет, то кузов совершит 2-3 движения, при наличии неисправности будет раскачиваться достаточно долго.
Другой случай, это когда деталь начинает скрипеть и пищать. В этом случае виноват шток, он или износился, или в него попал песок. Именно это и заставляет амортизатор издавать неприятные звуки.
Обязательно в процессе диагностики стоит осмотреть детали, это позволит точно определить необходимость ремонта или замены. В первую очередь смотрят на наличие трещин и повреждений. Бывают случаи, когда при неаккуратном вождении передние амортизаторы просто обрывает с ушей, такое случается, когда используется система подвески без стоек. Еще один момент, это наличие потеков жидкости, это позволит выявить утечку масла из гидравлических амортизаторов.
Отдельно стоит упомянуть диагностику пневматической системы амортизации, а также деталей с подкачкой. Тут стоит смотреть на состояние компрессора и подающих трубок. Как правило, причиной поломки становятся именно они.
Ремонт
Перейдем к ремонту, для начала стоит определить, разборные или неразборные у вас амортизаторы стоят. Это можно прочитать в спецификации к модели. К сожалению, на данном этапе, порядка 90% автомобилей комплектуются именно неразборными амортизаторами. В этом случае вам придется только покупать новые детали. Если они разбираются, то можно попробовать восстановить работоспособность.
Ремонт производится в следующем порядке:
- Очищаем шток от грязи, он должен быть полностью чистым и без повреждений;
- Откручиваем гайку, обычно требуется специальный ключ;
- Сбиваем колпачок;
- Пассатижами стягиваем сальник;
- Извлекаем поршень, оцениваем его состояние.
Если проблем с поршнем и втулкой нет, то оправляемся в магазин и покупаем точно такой же сальник. Переходим к сборке.
- Промываем детали в солярке, следите чтобы внутрь не попало ни одной песчинки;
- Заливаем новое масло в стакан. Для этого нужно будет купить специальное масло АЖ12Т;
- Вставляем поршень, и несколько раз прокачиваем амортизатор. Если он будет хватать воздух, добавляем еще масла;
- Устанавливаем на место сальник;
- Ставим на место колпачок;
- Затягиваем гайку.
В целом работа закончена, остается только проверить на автомобиле, как отреставрированный амортизатор будет работать.
Если у вас деталь неразборная, то в принципе ее также можно ремонтировать, но потребуется чуть больше действий. Так как тут нет гайки, то штамповку, которая удерживает колпачок придется срезать. После этого потребуется обратиться к токарю, который выточит подходящую гайку и нарежет на штоке резьбу. Остальные действия выполняются аналогично.
Выводы. Расходы на комплектующие постоянно растут, поэтому все больше водителей задаются вопросом, как продлить срок службы деталей. В этом плане ремонт амортизаторов своими руками позволит значительно сэкономить на обслуживании. Тем более что работа эта несложная и не требует особого инструмента.