Разработать и продумать план, как проверить двигатель при покупке б/у авто, нужно заранее и в подробностях, желательно, посоветовавшись со специалистами моторного дела. Если с кузовом и днищем в принципе определиться несложно – ржавчина, сколы, вмятины, подкрашивания после аварии легко узнаваемы визуально (за исключением тех битых частей, которые затем специально восстанавливали и переделывали) – то с подкапотной начинкой разберется не каждый.
Далеко не все автолюбители являются заодно и автомеханиками. Многие решают проблему просто: берут на осмотр машины опытного знакомого, который дружит с мотором. Но не у всех есть такой полезный друг. А рассчитывать на честность продавца многие не советуют. В его интересах побыстрее и повыгоднее продать машину; мало кто честно признается в ее недостатках и подробно опишет все существующие проблемы. Поэтому придется срочно научиться проводить обследование мотора.
Как проверить двигатель при покупке б/у авто? Тестов не так уж много, и все они в исполнении доступны даже человеку, довольно слабо смыслящему в автомобилях. Основной и настойчивый совет: не тушуйтесь и чувствуйте себя как можно увереннее, не давайте продавцу б/ушной машинки заговорить ваш поставленный вопрос, стремитесь получить (желательно, подтвержденный действием) ответ на него.
Все ваши проверки времени много не займут, равно как и сложных телодвижений. Зато вы будете уверенны в том, что движок действительно хорош, и долго еще походит без дополнительных вложений. А если хозяин машины дергается, торопит или возмущается с комментариями вашей проверки – это повод присмотреться к авто повнимательней и попридирчивей, а не отказываться от тестирования вовсе.
Подкапотное пространство
Открывание капота и осмотр при продаже автомобиля – вещь непременная. Однако нужно знать, на что смотреть и какие признаки искать. При незапущенном движке обращаем внимание на такие вещи:
- масляные потеки. Если движок грязный, как минимум прохудились прокладки. Менять их недорого, можно самому, так что это еще не повод отказываться от приглянувшегося авто (но повод – сбивать цену). Однако протекание масла может быть вызвано и не прокладкой. Вымытый двигатель тоже вызывает подозрение: нормальный человек ежедневно мотор не полирует. И если движок чист, вполне возможно, от вас что-то маскируют;
- горловина для залива масла. Крышка должна быть чистой, части движка, видные через нее – тоже. Черное масло говорит о том, что оно выработано, и если его не поменять, накроются гидрокомпенсаторы. Впрочем, после покупки большинство народа все равно масло меняет. А вот если оно слишком чистое, не пользованное, это уже настораживает: выходит, его постоянно доливают. То есть, налицо проблемы с системой;
- Пенится масло – повод немедленно прекратить осмотр: в него поступает вода, а выяснять причины этого явления вам неинтересно. Для пущей уверенности за открытой масляной горловиной стоит понаблюдать и при работающем моторе. Если из нее летят брызги, вам предлагают купить не автомобиль, а его ремонт;
- масломерный щуп. Повышенная маслянистость сигнализирует о поступлении в картер выхлопа, с которым не справляется вентиляция;
- состояние крепежа, шлангов, болтов. Все, что не в тонусе, менять придется самостоятельно и за совершенно дополнительные деньги;
- свечи. Следы масла на них предупреждают о вероятности скорой замены колец.
Удостоверившись, что все в порядке, надо попросить владельца завестись при открытом капоте и понаблюдать за мотором в работе. Ищем вибрацию и тряску. Иногда на слух они не определяются, а при взгляде на движок создается впечатление, что он пытается выпрыгнуть наружу.
Выхлопная труба
При заведенном движке (даже на холостых) о многом может сказать цвет выхлопа. Если он почти прозрачный, можно сразу переходить к другим действиям. А вот если нет…
- Пар, он же белый дым. Зимой не говорит ни о чем. Напротив, если авто выставлено на продажу в холода 80% уверенности, что с ним все в порядке – проблемные машины в этот сезон не продаются, поскольку заводятся через раз. В жару цвет начинает настораживать: пар появляется или из-за прогоревшей прокладки, или из-за негерметичности водяной рубашки, или из-за трещины в ГБЦ;
- Черный дым. Самая простая причина – не отрегулированный карбюратор (не настроенный инжектор) или долгий простой. Однако могут быть и более серьезные причины, которые вы так просто не определите, хотя их устранение может быть элементарным и копеечным. Лучше не рисковать и поискать авто без чернухи;
- Синий дым. Сразу разворачиваемся и уходим. В двигатель идет масло, и вы смотрите сейчас не на средство передвижения, а на источник проблем и расходов;
- Одновременно стоит прислушаться к звуку глушителя. Он должен быть ровным, без захлебываний и стрельбы. Неплохо на этой же стадии и прощупать его – просто приложить руку к выхлопной трубе. Должно быть ощущение давления на ладонь. Его отсутствие говорит о том, что где-то в системе есть прогар.
Еще хочу порекомендовать статью к прочтению: «Почему стоит покупать поддержанный автомобиль».
И последний из приемов, как проверить двигатель при покупке б/у авто – пробный забег. Не стоит ограничиваться объездом площадки – этого мало. Требуется пройти хотя бы 10 км, внимательно прислушиваясь к звуку движка и к ходу машины. Никаких рывков в движении, завываний, стуков, громыханий быть не должно. Голос у мотора должен быть ровный. После возврата на старт, после недолгого отдыха стоит еще раз заглянуть под капот (особенно, если там было подозрительно чисто) и снова поглядеть на масло и состояние мотора. Может быть, увидите что-то новое. Если же состояние осталось как прежде, вполне можно начать обсуждение сделки.