Часто автолюбители задаются вопросом, чем отличается степень сжатия от компрессии. Многие путают эти показатели, что в итоге приводит к проблемам при описании неисправностей и их диагностике. Поэтому, важно четко понимать, чем эти понятия различаются. Даже если вы не являетесь специалистом по восстановлению двигателей, и даже не собираетесь их ремонтировать самостоятельно, то знание основных характеристик силового агрегата значительно упростит вам понимание того, что происходит с двигателем вашего автомобиля, а также не даст обмануть вас в автосервисе. Вот поэтому, и нужно изучать принципы работы ДВС.
Терминология
Чем отличается степень сжатия от компрессии?Чтобы понять различия между этими терминами, достаточно прочитать их определения. После этого будет проще понять в чем разница на практике. Итак, смотрим определения:
- Степень сжатия является величиной, которая характеризует соотношение объема до процесса сжатия и после него;
- Компрессию можно измерить. По сути, это давление, что образуется в цилиндре при максимальном сжатии.
Стандартно в диагностике используется именно компрессия, поскольку она показывает работоспособность мотора. Степень сжатия используется в качестве справочных данных, традиционно ею интересуются при подборе топлива для автомобиля. Среднестатистическому автолюбителю этот показатель не нужен на практике.
Степень сжатия
Многие автолюбители считают, что степень сжатия – наиболее важная характеристика двигателя. На самом деле, это не совсем верно. От этого показателя зависит выбор топлива, а также особенности воспламенения. При искровом зажигании степень сжатия стремятся увеличить, при воспламенении от сжатия, показатель наоборот снижается. Вот такой странный момент выявляется. Давайте попробуем посмотреть, почему так происходит.
Если взять бензиновый двигатель, то вместе со степенью сжатия будет увеличиваться и эффективность силового агрегата. Для примера возьмем мотор с объемом 2,4 литра. При степени сжатия в 6 единиц его мощность будет составлять порядка 100 л.с. с небольшими отклонениями.
При степени сжатия 11, мощность увеличится до 130 л.с. И это при одинаковом расходе топлива. Вы наверно зададитесь вопросом, как увеличивается эффективность мотора на 30%, откуда берется дополнительная мощность. Секрет в более низкой температуру выхлопных газов при высоком сжатии, соответственно, больше энергии преобразуется в механическую работу.
Согласно основам теплотехники, чем выше уровень расширения газов после воспламенения, тем ниже их конечная температура, и соответственно, больше энергии они отдают. В автомобильных двигателях степени сжатия и расширения практически полностью совпадают. Поэтому, эффективность мотора напрямую зависит от сжатия. Но, этот показатель невозможно увеличивать до бесконечности.
Чем выше температура и давление смеси в момент образования искры, тем больше риск детонации. Именно это ограничивает развитие двигателей в этом направлении. Частично эту проблему смогли обойти путем введения пятого цикла в работу мотора. Под этим понятием подразумевается позднее закрытие впускных клапанов, что позволяет более оптимально использовать топливо в цилиндрах. В результате, степень сжатия уменьшается, а вот уровень расширения наоборот увеличивается. Такая схема используется на некоторых наиболее современных двигателях.
Степень сжатия указывается в документах к силовому агрегату, изменить этот показатель в условиях гаража невозможно. Поэтому, с практической точки зрения он не представляет никакого интереса. Если у вас нет документов к мотору, такое бывает при покупке машины на вторичном рынке (в ПТС уровень сжатия не указан), то можно замерить показатель самостоятельно. Для этого потребуется для начала разделить общий объем двигателя на количество цилиндров. Так вы получите полный объем одного цилиндра. После чего, один из поршней выводят в ВМТ, и заливают в этот цилиндр масло. Обязательно замеряйте объем его. Выявленная таким образом цифра и является объемом камеры сгорания. Делим общий объем цилиндра на камеру сгорания и получаем степень сжатия.
Компрессия
Вот этот показатель часто используется при диагностике. Его снижение приводит к ухудшению эффективности работы двигателя, и может сигнализировать о проблемах с силовым агрегатом. Проверка производится с помощью компрессометра. Он устанавливается в цилиндр, и мотор прокручивают стартером. После чего, оценивают полученный показатель. Для искровых (бензиновых) моторов показатель может колебаться в зависимости от модели в пределах 10-14 атм, на дизелях от 24 до 35 атм. Если полученный результат ниже, то придется произвести дополнительные диагностические действия, которые позволят выявить причину снижения показателя.
Самым простым способом диагностики без разбора мотора, является заливка в цилиндр 10-20 граммов моторного масла, и повторный замер компрессии. Если показатель увеличился, то возможно прогорели клапана, или они по какой-то причине не закрываются до конца. В случае, когда компрессия осталась на прежнем уровне, то скорее всего залегли кольца поршня. Хотя, нельзя исключать и проблемы с поршнем или зеркалом цилиндра. Более точный диагноз можно поставить, только полностью разобрав мотор.
Снижение уровня компрессии можно выявить по косвенным признакам. Например, по снижению мощности двигателя. Также зачастую увеличивается расход топлива, обычно это происходит при проблемах с клапанами. Если вы заметили любую из этих проблем, то обязательно проверьте компрессию, чем раньше будет выявлена неисправность, тем проще ее устранить.
Заключение. Двигатель современного автомобиля является сложным агрегатом, который в своей работе использует законы термодинамики. Так как далеко не все люди отлично знают физику, у них зачастую возникает вопрос, чем отличается степень сжатия от компрессии. На самом деле, эти показатели хоть и схожи на первый взгляд, разница между ними огромна.