Давайте разберемся, что такое Что такое ESP в автомобиле, зачем она нужна и как с ней ездить. Система курсовой устойчивости, нужна прежде всего для безопасности вождения, минимизируя шанс срыва в занос, путем получения информации с многочисленных датчиков, боковых ускорениях и угле заноса. Ее главная задача, стабилизировать авто, в момент когда она уже готовится уйти в занос.
Принцип работы системы курсовой устойчивости ESP прост, если одно из колес начинает вращаться быстрее (или медленнее) других, оно автоматически подтормаживается автоматикой. В зависимости от информации с датчиков, система сама решает, какое нужно подтормозить. В критичных же случаях, ESP тупо ограничивает подачу топлива в двигатель, принудительно снижая его мощность в конкретной ситуации.
Данная система работает в паре с ABS и как правило это дополнительная опция в комплектации, которая еще и требует обслуживания. В многих моментах, она значительно помогает водителям, хотя часто встречаются ее противники, предпочитая все делать самому, а не доверять управление разным электронным системам.
Ее разработчик, знаменитая фирма Bosch. Презентовавшая ее еще в 1995 году. Первоначально она ставилась только на Mercedes-Benz, но далее не стала ограничиваться одним лишь брендом, как только другие производители оценили ее качества.
Маленький пример: При себестоимости порядка в 8000 рублей, она продается в автосалонах в разы дороже (а некоторые даже требуют дополнительных денег за возможность ее ручного отключения). Это позволило автогигантам зарабатывать на безопасности, вроде и доброе дело сделали, но и годовые доходы подняли.
Интересный факт: Официально она называется ESC — Electronic Stability Control. И это следующий этап развития ABS.
Она состоит из:
- Модуля управления;
- Датчиков скорости вращения колес;
- Датчиков угла поворота руля и колес;
- Индикатора на приборной панели. Он загорается в момент ее включения.
Она срабатывает в момент, когда колеса срываются в пробуксовку, в основном из-за резкого ускорения.
Ее плюсы явно раскрываются зимой, стартовать на светофорах по льду или снегу в разы проще (что на заднем приводе, та еще задачка), легче парковаться в заснеженных местах, и в разы легче от туда выезжать.
Однако есть места, где она мешает, например войти в дрифт с включенным ESP не выйдет, а на внедорожниках с полным приводом, она доставит больше вреда, чем пользы (как собственно и ABS, но это наше субъективное мнение). Или же возьмем пример в городском потоке, когда машина резко останавливается и сзади едущая повышает шансы поцеловать бампер.
А вот с выходом из заноса могут быть проблемы, скажем когда машина уже там и нужно поддать газку, чтобы выровнять, включенная ESP этого сделать не даст.
Есть прошивки, сдвигающие момент ее срабатывания, например когда вы хотите немного дать угла или пошлифовать с места, она это допустит, но в момент “опасности” сработает.
О маркетинге, обмане и прибыли
Кстати система помощи при трогании и спуска на подъеме, — это ровно таже самая ESP, только за эту функцию придется еще и доплатить, а по факту все решается программно, грубо говоря, в системе управления ставится лишняя галочка через диагностический сканер.
Откроем еще одну тайну, на машинах с оборудованным датчиком дождя, все работает в связке. Как только включаются дворники, программно посылается команда и тормоза сжимаются (не полностью конечно), чтобы срезать водяную пленку с дисков. Водитель такого даже не заметит.
На авто с автоматической коробкой, она может даже временно заблокировать переключение передачи.
Система работает всегда, при трогании, при торможении, в движении, на любой скорости (сейчас правда ее можно отключать до 40-50 км. в час, но потом она подключится автоматически и с этим придется жить дальше).
Имитация блокировок — это опять таки она же, но под другим названием. Спасибо маркетологам, которые открыли путь для заработка дилерам и производителям. Дополнительные опции, подключаемые программно от одного блока — это достойно высшей похвалы, а вы еще что-то про продавцов магнитных активаторов топлива говорите.
Именно имитация блокировок помогает кроссоверам чувствовать себя на бездорожье в разы легче. Диагональные вывешивания или пробуксовывание в лужах грязи или полевках после (во время) дождя, с ней проходятся проще и приятней. Конечно спорный момент, что лучше имитация или же принудительные блокировки (ну или самоблоки), тут каждый решает сам, спорить и указывать не станем, по крайней мере в этой статье.
О абсурде: Например в США и Европе, авто оборудованные такой системой имеют понижающий коэффициент при страховании. Это же логично, если автоматика предотвращает риск ДТП, то людей нужно мотивировать, да и статистика показывает такие же цифры, а вот в России на это наплевать, есть она или нет — ценник вообще не изменится.
Заключение
Технологии на месте не стоят и облегчают жизнь. Внедрение и доработка различных систем, призванных повысить безопасность на дороге в рамках постоянно растущего автопотока — это полезное и правильное дело. Если у вас нет желания быть гонщиком или наваливать боком, то лучше переплатите за ESP. Она поможет спасти не только жизнь, но и сэкономить денег на ремонте в случае ДТП, даже не большого. Да, придется доверять часть функций управления программе, да такой у нас до сих пор убеждение, что машиной нужно управлять полностью, но иногда нужно включать голову и смотреть на реальное положение дел, прогресс и статистику.