Пересаживаясь со старой машины на новую и не зная, что такое TCS в автомобиле, водители порой считают, что это абсолютно ненужная опция, целью установки которой является выжимание из будущего владельца лишней копейки. Однако данное мнение является абсолютно неверным. Завысить цену на авто можно и более дешевыми способами, никак не связанными с электроникой.
Например, кожаной обивкой сидений, или инкрустацией на рычаге переключения скоростей, или накладками на колеса – да мало ли вариантов, и все они окажутся более экономичными, чем установка дополнительной сложной системы. Мало того, добавочные фишки ставятся за отдельные деньги либо на модели бизнес-класса, а системой TCS оборудуются даже бюджетные машины.
Что такое TCS в автомобиле, какие цели преследует его установка и что она дает, разберемся вдумчиво и внимательно.
Богатство аббревиатур
Если говорить в двух словах: под буквами TCS подразумевается антипробуксовочная система. Однако единого международного стандарта у названия нет. Система может обозначаться по-разному.
- TCS, что расшифровывается как Traction control system, ставится на модельный ряд Honda и Mazda;
- По-немецки та же система называется Antriebsschlupfregelung и сокращается до ASR. Ее можно встретить на продукции концернов Volkswagen, Mercedes и Audi;
- На английском встречается также аббревиатура DTC, обозначающая Dynamic Traction Control. Системой под таким именем агрегатируются автомобили BMW;
- Есть и менее известные обозначения. Например, Toyota монтирует на свои машины системы под двумя названиями: A-TRAC и TRC; Opel ставит антипробуксовку под буквами DSA; Range Rover использует буквы ETC, а Volvo – STC. Несмотря на разные названия, все системы выполняют одинаковые функции.
Для чего нужна антипробуксовка?
Как известно, современные авто имеют на борту пассивные и активные системы безопасности. К первым относятся ремни, крепления под детские сиденья Isofix , подушки и прочее, что срабатывает в случае аварии, предотвращая по мере возможности травмы у водителя и пассажиров. Активные системы встраиваются для предотвращения самих аварий. То есть они должны в нужное время сработать таким образом, чтобы свести вероятность аварии к минимуму.
К такой активной системе относится и TCS. Ее задача – уловить момент, когда колеса начинают утрачивать сцепление с полотном, и устранить проскальзывание скатов по нему. Работает это следующим образом.
С момента начала автомобилем движения датчики, установленные на колесных ступицах, непрерывно подают данные на бортовой компьютер.
- ЭБУ постоянно сравнивает скорость вращения с ускорением на ведущих колесах с аналогичными характеристиками ведомых;
- Если вращение переходит порог, за которым начинается проскальзывание, TCS запускает дифференциал на тормозном клапане, который контролирует цилиндр тормозов. При этом крутящий момент движка подается на заторможенный скат;
- Отдельные версии TCS придерживают зажигание или снижают объем подаваемого топлива на отдельные цилиндры при скоростях, превышающих 80 км/ч для уменьшения мощности мотора. Все эти действия системы помогают предотвратить ошибки водителя и избежать критических ситуаций.
Водители-профессионалы зачастую недовольны работой антипробуксовки, поскольку потери мощности сказываются на производительности и тяговитости машины. Однако для новичков или людей, переоценивающих свои водительские навыки, эта система жизненно необходима. Отметим, что на большинстве моделей TCS может быть отключена. Но злоупотреблять ее блокировкой не стоит: вполне возможно, что именно она спасет в экстремальный момент целостность машины и здоровье находящихся в ней людей.
Плюсы, предоставляемые TCS
Антипробусовочная система в активном виде, понятное дело, облегчает управление машиной, причем в сложных дорожных условиях. А именно:
- Делает стабильной цепкость колес на поворотах, в том числе резких или проходимых на высокой скорости;
- Увеличивает устойчивость и удержание полотна на влажной трассе;
- Гарантирует надежность сцепления покрышек с зимней дорогой, как заснеженной, так и покрытой льдом;
- Облегчает трогание авто с места при любых погодных условиях.
Помимо повышения комфорта вождения, антипробуксовка дает и экономические выгоды. Во-первых, топливо расходуется в меньших объемах. Экономичность движка повышается на 3-5 %. Во-вторых, риск повреждения покрышек снижает вдвое. Сбережение ресурсов мотора значительно продлевает его активную жизнь без ремонта. В большинстве своем люди, знающие, что такое TCS в автомобиле, отключают его крайне редко. К такому шагу прибегают лишь те, кто привык к агрессивному вождению, или шоферы, имеющие за плечами грандиозный многолетний опыт.