В конструктиве всех современных автомобилей присутствует такая вещь, как сажевый фильтр, но не каждый об этом знает и поэтому не редко можно услышать вопрос — для чего нужен сажевый фильтр. Хотелось бы начать с небольшой предыстории.
Сажевые фильтры стали использоваться относительно не давно. Они начали свое распространение в 2001 году и были установлены на достаточно большом количестве автомобилей (как грузовых, так и легковых), но пиком их популярности и абсолютной распространенности стал 2005 год. Именно тогда дизельные движки комплектовались системами CDTI, common rail и CDI.
Напомним, это системы непосредственного впрыска, так вот именно с того момента применение данных фильтров было обязательным по ряду новых правил, и главным из них стал новый европейский стандарт о защите окружающей среды и экологии в виде сокращения вредных выхлопов — Евро-4.
Именно этот стандарт просто вынудил все крупные компании-производители устанавливать на свою продукцию меры очистки выхлопов. Так сажевые фильтры стали стандартным комплектным набором в более чем 95% всей производимой автомобильной техники.
Для чего нужен сажевый фильтр, за что он отвечает, как работает и как устроен? Эти и многие другие вопросы, относящиеся к данному устройству всегда волновали автолюбителей.
На данный момент используется два основных принципа работы фильтров, которые используются во всех авто, это DFP и FAP. Данные фильтры отсеивают твердые частицы при выхлопе, ту-самую сажу. Они устанавливаются в выхлопную трубу, а именно за катализатором окисления.
Внешне данный фильтр является специальной металлоконструкцией со входом и выходом, в середине у него имеется отсек, который заполнен материалом керамического происхождения с добавлением специальных катализирующих веществ. Строение этого керамического материала напоминает строение губки, то есть, там имеются ячейки. Именно они задерживают всю сажу, которая содержится в выхлопных газах.
Устройство
Самым основным элементом всей конструкции является специальная матрица, которая производится из материала под названием карбид кремния. Данная матрица устроена так, что её ячейки имеют шахматный порядок закрытия, что и создает фильтруемую структуру. Отслеживания работоспособности и жизнедеятельности фильтра всегда мониторится при помощи электронного блока управления.
Очистка
Все фильтры обладают встроенной способностью к «регенерации». Регенерацией называется полная очистка сажевого фильтра от всех накопившихся в ней загрязнений. Существует 2 основных типа подобных очисток -это пассивная и активная.
Пассивная регенерация представляет собой банальное выжигание сажи. Этот процесс может производится под большими нагрузками двигателя автомобиля.
Температура выгорания в момент пассивной очистки составляет порядка 300°C. В случае, если же такой тип очистки невозможен по причине недостаточно высокой температуры, запускается активный режим. Он происходит намного сложение, чем пассивный.
Его смысл состоит в том, что небольшая часть топлива для сгорания движется не по тому пути, по которому она должна двигаться. Распределительный клапан отправляет полуразогретый бензин в тот самый катализатор, за которым и находится фильтр. В нем происходит окончательный разогрев и сгорание топлива. В таком случае температура выхлопного потока увеличивается в десятки раз. Она может достигать 700°C.
При этом, сажа, так же, как и в пассивных очистках начинает попросту выгорать. При такой регенерации обычно сильно чернит выхлоп. Как можно заметить, в обоих случаях сажа именно выгорает, но вот достигается этот процесс разными путями.
Тут же хотелось бы добавить и то, что у любого фильтра есть определенный лимит очистки. При нормальных нагрузках и регулярной очистке одного фильтра хватает на 1 или 2 года ежедневного использования в автомобиле. После этого требуется полная замена.
Срок эксплуатации подобного фильтра очень сильно может сократиться при постоянных городских поездках. Не редки случаи, когда его едва ли хватало на 100 000 километров пробега. После этого он попросту выходил из строя. Самым явным признаком подобного загрязнения- банальные сбои в работе движка. Это может быть и тяжелый старт и неоднородность работы при холостом ходе, а также отсутствие тяги и чрезмерное потребление горючего.
В общем и целом становится ясно, для чего нужен сажевый фильтр и так же, становится понятно и то, что он очень важен для нормального функционирования авто и экологии. Стоит он не очень дорого, да и за его монтаж просят не много.