Что такое и как работает антипробуксовочная система, необходимо знать каждому владельцу машины, на которой она установлена и присутствует в опциях. Более 20 лет на авто совершенствуют и модернизируют системы безопасности движения. К таким относится и антипробуксовка, которая от довольно простых механизмов за эти несколько десятилетий прошла путь до целых комплексов, призванных сделать езду более безопасной. И хотя ASR по сравнению с ABS является вторичной системой безопасности, не у кого в последние годы не возникает вопросов о необходимости ее установки.
Как работает антипробуксовочная система, нужно знать хотя бы потому, что она установлена на многих известных брендах: таких как Mercedes и Audi, BMW, Toyota, Opel и некоторых других, не менее популярных.
Как расшифровать?
АПС или ПБС (сокращенно – пробуксовочная система) в иностранных транскрипциях обозначается, как Dynamic Traction Control (DTC) и Traction control system (TCS), а по-немецки именуется Antriebsschlupfregelung (ASR). Устанавливается на многих типах машин. По сути своей механизм – электрогидравлический. Предназначен вместе с ABS упрощать управление машиной на мокрых дорогах, осуществляя постоянный контроль над пробуксовкой колес ведущего привода машины.
Какой бы иностранной аббревиатурой не называлась антипробуксовка, суть не меняется, а основные нюансы функционирования схожи между собой. Возьмем данный механизм на примере ASR, используемой на Mercedes и Audi.
Принцип работы ASR
Всем известно, что передвижение машин происходит за счет качественно осуществленного сцепления резины колес с дорожным покрытием (ну конечно, не только благодаря этому, но в том числе – уж точно). И если сцепление с асфальтом (либо другим материалом) не достаточное, то колесо пробуксовывает, и авто просто не едет.
Например, если покрытие скользкое или мокрое, то может потеряться динамичность разгона, ухудшится управление авто, усилится возможность заносов. А ресурс шин при этом уменьшается, износ увеличивается. Нужен контроль над скоростью вращения колес.
Это и есть тот принцип, который положен в основу работы антипробуксовочной системы. Таким образом, если наблюдается сильно быстрое вращение, то система его притормаживает и снижает крутящий момент.
Факторы, необходимые для успешной работы: Чтобы описываемое устройство работало четко, необходимо наличие нескольких факторов. Во-первых, на авто должно быть установлено ABS.
Во-вторых, должно быть наличие педали газа, не связанной непосредственно с дроссельной заслонкой, то есть – электронной.
Разница между ABS и ASR
Многие водители, даже не первый год находящиеся за рулем своих автомобилей, оснащенных обеими системами, не представляют себе четкой между ними разницы. Ведь и используют-то они все те же датчики (вернее, их показания). Антипробусовка – это, фактически, ABS наоборот.
Если ABS снимает с колес усилия по оттормаживанию (для лучшего его сцепления с дорожными покрытиями), то АПС слишком быстро крутящееся без сцепления колесо, наоборот, притормаживает. Антипробуксовка считывает сигналы-показания от разнообразных датчиков, определяя скорость колеса, положение колес (если, к примеру, водитель выполняет поворот), рассчитывает разность угловых скоростей, определяя степень пробуксовывания.
Возможности системы
- Изменение давления в тормозе при помощи клапанов электромагнитных;
- Выдача сигнала о уменьшении крутящего момента в контроллер БУ движка;
- Изменение крутящего момента (его величины) посредством блокировки дифференциала.
- Осуществить несколько вышеперечисленных действий одновременно;
- Независимо от того, как называется антипробуксовочная система, она призвана обеспечить при любой – даже скользкой – дороге уверенный разгон авто а также – более-менее надежную сцепляемость резины и покрытия для осуществления дальнейшего продвижения.
ESP: Особый интерес у пользователей вызывает такая разновидность противобуксовки, как ESP. Она ответственна за устойчивость курса, выбранного автомобилем. Еще – предотвращает его скольжение вбок, вращение и заносы. Такая система немного отличается от описанных выше тем, что начинает функционировать при маневрировании и выполнении поворотов (вхождения в них). Данные контролирующие элементы системы создают безопасность на крутых участках пути, приближающуюся к идеально рассчитанной.
Польза от подобных систем
Особенно, такие приспособления пригождаются новичкам (да и опытным водителям, как показывает практика, отнюдь не бесполезны). Ведь не секрет, что многие, научившись водить, мягко говоря, переоценивают свои силы в управлении машиной в критических ситуациях (на мокром повороте, например, могут резко дать по тормозам или попробовать по гололеду, притормозив, на скорости пытаться выполнять поворот). В таких ситуациях данные системы – вещь просто незаменимая.
Они корректируют действия водителя, если он что-либо выполнил не по законам физики, увеличивая или сбрасывая излишнее напряжение колес. Поэтому, особенно неискушенным, при покупке машины – знания, как работает антипробуксовочная система, пригодятся для того, чтобы выбрать автомобиль, максимально безопасный для езды.