Этот узел появился на современных машинах сравнительно недавно, поэтому многим будет интересно узнать принцип работы обгонной муфты генератора. Появление такого устройства было вызвано необходимостью увеличения сроков службы для приводного ремня генератора. Несмотря на то, что натяжение его постоянно контролируется, срок службы составляет не более 20-25 тысяч километров. Это связано с неравномерностью рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания.
Принцип работы обгонной муфты генератора станет понятен после прочтения этой статьи. Появилась дополнительная нагрузка в машинах на генераторную установку, сам прибор стал более массивным, поэтому долговечность ремня стала ещё более актуальной, особенно для дизельных моторов. Поэтому был разработан узел, который смог увеличить срок ремней до 100 и более тысяч километров пробега. Назвали это устройство обгонной муфтой и стали встраивать её в шкив генератора.
О принципе её работы
Обгонные муфты генераторов построены по принципу работы механических трансмиссий. Основное назначение такого устройства состоит в выравнивании вращающего движения между двумя, ведущим и ведомым валами в тот момент, когда один из них, а именно ведущий, начинает по разным причинам вращаться быстрее. Для управления этим узлом не требуется каких-либо приводов, всё происходит в автоматическом режиме.
Работу этого узла можно сравнить с приводом заднего колеса обыкновенного велосипеда. Кому приходилось ездить на нём, помнят, что после прекращения вращения педалей, включается в работу обгонная муфта, велосипед продолжает движение, а педали остаются неподвижными. Этот принцип использован при конструировании бендикса стартера, который успешно справляется со своей функцией при пуске автомобильного мотора.
При вращении коленчатого вала двигателя происходит разгон вала якоря генератора. Это будет возможным в том случае, когда с помощью специальных стопорных колец происходит блокировка обоих частей муфты. При отставании вращения ведущего вала, ведомый продолжает вращаться самостоятельно, а это приводит к уменьшению инерционных нагрузок на привод, ремень испытывает значительно меньше нагрузок, срок службы становиться более длительным.
Как она устроена?
Сегодня с успехом работает два вида таких устройств, это узлы фрикционного и храпового типов. Изделия фрикционных типов подразделяются также на несколько разновидностей. Они могут быть:
- Механизмы с радиальным замыканием;
- Устройства, у которых осуществляется осевое замыкание;
- Ленточные механизмы;
- Узлы с пружинным механизмом;
- Клиновые обгонные механизмы.
Последние из перечисленных устройств, включают в себя изделия с роликовыми обгонными муфтами, которые получили наибольшее распространение в автомобильной промышленности.
В основе конструкции таких приборов три важных детали, это две обоймы, наружная и внутренняя, а также два ряда роликов, которые выступают связующим звеном между обоймами. Один ряд роликов передвигается по профилированному участку внутренних обойм. Это позволяет им выполнять функцию стопорных механизмов. Для второго ряда роликов уготована роль игольчатого подшипника. Внутренняя обойма имеет жёсткую связь с валом генератора, а на наружную обойму насажен шкив генераторной установки.
Кроме этого в конструкции роликовых обгонных муфт присутствуют:
- Контактная пластина с вмонтированным в неё сальником;
- Внутри неё можно увидеть две втулки, одна из них имеет обычный вид, вторая изготовлена с плоскостями под наклоном;
- Крышку, которую изготавливают из пластика;
- Прокладка из высокопрочного эластомера;
- Профиль со шлицами.
Инструкция по эксплуатации категорически запрещает использовать это устройство, когда отсутствует крышка. Её можно установить только единожды, монтаж производится легко, проблем при этом не наблюдается.
О проверке работоспособности
О признаках неисправностей этого устройства становится отчётливо слышно в салоне автомобиля при работающем силовом агрегате. Это может быть дребезг и вибрация при разных режимах двигателя, но особенно это заметно на низких оборотах мотора, когда происходит торможение или движение на низких передачах. Спешить с заменой этого узла не следует до тех пор, пока не будет выявлен истинный источник проблемы появления посторонних звуков.
В первую очередь следует проверить все имеющиеся в приводе ролики, наличие в них смазки. Если с этим всё в порядке, нужно завести двигатель, дать ему набрать примерно 4 тысячи оборотов и выключить мотор. Если муфта в порядке, шкив генератора продолжит вращаться при остановленном моторе.
Хочется надеяться, что дочитав эту статью до конца, вам стал понятен принцип работы обгонной муфты генератора. В разных моделях генераторов возможны небольшие конструктивные особенности, но в основном, принцип работы таких устройств одинаков.