100%, что каждый из вас слышал о аквапланировании, но уверен, мало кто знает что это такое. А это зря. Это весьма коварная вещь, которая может за пару секунд сбросить с дороги в кювет (если сильно повезет), или даже в столб. Как правило такое происходит при нарушении скорости на трассе или когда кладется болт на износ шин.
Аквапланирование автомобиля — это потеря сцепления колес с поверхностью дороги из-за слоя воды. Если просто вчитаться в это слово, то буквально выйдет “планирование на водной поверхности. Шины не успевают выталкивать из под себя воду и под ними образуется лужа, а сцепления с ней в отличии от асфальта нет. Представьте, что резко с асфальта на скорости съезжаете на лед. Вот эффект тот же самый. Трения то нет.
Это может случится на любой скорости, точной отметки, с которой можно поймать этот эффект нет. Однако, чем она выше, тем и выше шансы, ну и все нужно еще переносить на глубину протектора, т.е. чем он больше, тем меньше шанс попасть в такую ситуацию.
Факторы
1. Шина. Все упирается в нее. Чем хуже отводится вода из под пятна контакта, тем сильнее возрастает шанс образования большого количества воды под протектором. Любителям подрифтить и сликов особый привет). Особое “уважение” водителям, которые прорезают покрышки дальше, ибо лень покупать новые (или нет денег). На личной безопасности не экономят.
И да, рассчитывать на электронных помощников, аля ABS или ESP, мы бы не стали.
2. Вождение или человеческий фактор. Если на скорости въехать в лужу, то большинство шин могут не справятся, в итоге по водной пленке машина потеряет управление. Особенно опасно это на трассе. Привет любителям погонять в дождь под 100-120. Почитайте про премию Дарвина.
3. Глубина. Естественно, чем глубже лужа, тем больше приходится рассчитывать на свою резину, но если на скорости попытаться пролететь глубокую лужу, даже внедорожная резина с высоким протектором, попросту не справится. Хотя это дело случая и все может обернуться хорошо, вот только рассчитывать на свою удачу каждый раз не стоит. Сбросив скорость можно всего избежать.
4. Асфальтовая колея. Дороги в нашей стране вечная тема, а именно их отсутствие. Даже по недавно уложенному асфальту, может образоваться колея, от автобусов, грузовиков и прочего. В ней то и скапливается дождевая вода.
Что делать и как быть?
Самое важное, универсальное и приоритетное правило — выбор оптимальной скорости движения. Аквапланирование нельзя предугадать. Не стоит лететь в ливень или же после него за 90 км в час. Пусть машина может и 160 по трассе или даже 200, это не повод наплевать на жизни других участников движения, если машина “всплывет”, вы ничего сделать не сможете, управления будет ноль, а если встречка?
Любые шины, идеально отводят воду из под себя только по прямой, при повороте (особенно резком или на скорости), даже хорошие покрышки могут не справится и привет всплытие и занос.
ВАЖНО: Если машина уже потеряла управление, нельзя крутить рулем, пытаться изменить траекторию движения или сильно оттормаживаться. Это не обычный занос и привычные способы не сработают. Как только покрышка снова вступит в сцепление с дорогой, последует резкий рывок в сторону и дальнейший срыв в занос.
Самый верный вариант — это тормозить двигателем, держа руль на месте. Педаль газа нужно бросить (здесь нет разницы какой у вас привод, передний или задний. Далее остается ждать, когда вода из под колес уйдет и машина снова сцепится с асфальтом. В этот самый момент потребуется весь опыт вождения, концентрация и спокойствие.
Часты ситуации, когда плывет только одно или несколько колес, тут важно вообще не крутить руль, иначе произойдет моментальный занос, машину сначала развернет на встречу потоку, а затем (по статистике), по инерции просто перевернет на крышу, и таким сальто сделаете не один оборот.
По статистике, поймать такую гадость можно от 70 км. в час, но если это скажем старый АвтоВАЗ, то никаких цифр приводить тут нельзя. Главный совет, в дождь (пусть даже и не сильный) и после него, не нужно испытывать судьбу, вдавливая тапок в пол. Лучший вариант, просто смотреть видео на ютубе про аквапланирование, чем познакомиться с ним лично.