Каждому автовладельцу принципиально важно знать, какой расход масла считается нормальным – увеличение этого показателя может стать первым звоночком, что с вашей машиной не все ладно. Да и оказаться без запаса при катастрофически низком уровне может грозить неприятными последствиями.
Какой расход масла считается нормальным, зависит от нескольких факторов:
- состояние движка: его возраст, регулярность ТО, условия, в которых он использовался;
- состояние фильтра. При забитом фильтре расход возрастает;
- тип двигателя (бензиновый или дизельный);
- качество самого масла – в первую очередь, его вязкость;
- мощность движка. Чем больше лошадиных, тем быстрее выгорание;
- уровень залива. Если перелить масло в двигатель, увеличивается расход.
Надо сказать, что расход масла определяется вовсе не по пробегу. Одно и то же расстояние, пройденное в городских условиях (пробки, светофоры) и на чистой трассе даст на выходе разный объем потребленного масла. Поэтому расчет ведется по израсходованному топливу – сколько потратилось масла на 100 литров бензина.
Бензиновый двигатель
Если машина новая и двигатель не имеет заводских дефектов, нормальным считаются затраты не выше 2,5 мл на сотню литров бензина. Однако это не касается периода обкатки, в том числе и после смены колец на поршнях. Пока все притрется, масла может улетать гораздо больше на тот же объем топлива. Со временем расход возвращается к норме.
Пользованный, но в хорошем состоянии, движок требует большего объема масла – до 100 граммов. Когда же авто уже на грани критического состояния, масла нужно уже 400-600 мл. Граничным количеством считается расход в 800 г, но доводить ситуацию до абсурда не стоит – рискуете, что двигатель стуканет в любой момент. Если «конь» не совсем уж древний, тащите его на СТО уже при показателе в 300.
Турбонаддув: Как уже было сказано, больше мощность – больше затрат. Даже новый турбированный двигатель расходует на сто литров бензина целых 80 граммов масла. Если же движок прошел сотню тысяч, да в нелегких условиях и с дополнительной нагрузкой, то расход увеличивается порой до двух литров. А уж если турбина не вполне исправна, масло как в трубу утекает. Так что при расходе, приближающемся к двум литрам – бегом на СТО.
Дизель: У движков, работающих на дизельном топливе, ситуация аналогична турбинным двигателям. В хорошем, «живом» состоянии тратится минимум 300 г — и до полулитра. Критическим показателем, настойчиво приглашающим вас к ремонту, считаются все те же два литра.
Конечно, никто не вымеряет объем залитого масла с точностью до миллилитра. Однако если вы заливаете его еженедельно, не являясь при этом дальнобойщиком – налицо явный перерасход.
Причины перерасхода
Обратив внимание на рост трат масла, не стоит сразу подозревать самые плохие варианты. Есть повседневные, бытовые факторы, которые могут его обусловить.
Среди них:
- Чаще всего встречается упомянутый выше перелив. Наполнение выше максимально дозволенной отметки приводит к продавливанию масла на стенки цилиндров и выбросу в вентиляцию;
- Экономия на масле. Вы рискнули пойти против рекомендаций производителя – и ошиблись. Масло оказалось маловязким и просто испаряется. Стоит вернуться к проверенным маркам: чересчур летучие масла способствуют ускоренному износу движка, а капремонт – это, знаете ли…;
- Повышенные нагрузки. Сюда можно отнести и рисковую, на грани экстрима езду с резкими поворотами и торможениями, и таскание за собой груженого прицепа, и путешествие по бездорожью – а особенно езду в горах. Эти причины преходящие; главное после окончания нагрузок пройти на всякий случай техосмотр – подкрутить разболтавшееся;
- Переезд в более теплые края. Если вы жили гораздо севернее, движок там не нагревался хотя бы от природных факторов – и расход был меньше. На юге траты масла увеличиваются еще из-за особенностей окружающей среды. Похожий перерасход может быть и в привычных вам краях, если лето выдалось жарковатым по сравнению со среднестатистическим.
Потери масла могут быть и чисто физическими. Чаще всего они связаны с течью масляного фильтра. И не обязательно он полетел – вы могли просто его не докрутить. Признаком капризов фильтра будет масляная лужа под машиной. Закрутить фильтр, переставить авто и понаблюдать. Лужа появится снова – меняйте фильтр.
Также стоит проверить крышку цилиндрического блока. В ее креплении участвуют болты – от шести до двенадцати штук – снабженные прокладками. Либо сорвалась резьба болта, либо износились прокладки. Проверить – дело нескольких минут. Если проблема в крышке цилиндров, устраняется она очень быстро.
Однако если все эти причины отсутствуют в вашей жизни, значит, ненормированный расход масла вызван неполадками в самом двигателе.
Прикинув возраст своего авто, честно оценив его состояние, учтя тип стоящего на нем движка, вы можете прикинуть, какой расход масла считается нормальным для вашей машины. И бдеть во избежание затратных восстановительных работ. Не стоит забывать также и о том, что периодически масло необходимо заменять (обычно – на каждые 8000 – 10000 километров пробега вашего авто, а при «жесткой» эксплуатации, даже чаще). Также, для уменьшения расхода масла в «пожилых» движках можно использовать различные присадки, снижающие потери.