Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?Довольно часто водители интересуются, что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит. Ведь, несмотря на свою более, чем сорокалетнюю историю, катализатор является самым загадочным для водителей приспособлением. Даже называют его не совсем правильно. Правильное его название – каталитический конвертер. Но из-за сложности механики его быстро сократили до катализатор. При этом, вне зависимости от названия, это приспособление в автомобиле играет далеко не последнюю роль.

При его неисправности возникает ряд проблем и сложностей при эксплуатации. А некоторые поломки могут привести и серьезным проблемам с двигателем. Поэтому, важно своевременно выявить проблему и решить ее.

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

 

Принцип работы

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит? Перед тем, как разбираться с признаками поломки этого элемента автомобиля, стоит разобраться с принципом его работы. В таком случае, понять, почему не работает катализатор, намного проще.

Устанавливается катализатор неподалеку от выпускного коллектора. Обычно его можно найти или на выпускной трубе, или сразу после нее. Внутри «банки» катализатора находится материал, обладающий сотовой структурой. Соты делаются специально, для увеличения контакта отработавших газов с активной поверхностью. Соты сделаны из керамики, хотя еще можно встретить варианты с металлической основой. В качестве активного вещества используется сплав из платины и иридия, он нанесен не толстым слоем на всю поверхность сот.

Работает эта конструкция следующим образом. Появившиеся в процессе сгорания топлива, и не сгоревшие опасные вещества (NO, CH, CO) вместе с отработанными газами попадают из коллектора в катализатор.

Здесь они при соприкосновении с активным слоем вступают в реакцию с кислородом, он также находится в составе выхлопа. То есть, происходит реакция окисления, в результате которой выделяется тепло. Поэтому банка нейтрализатора и нагревается до 800° C. Идущие дальше газы уже содержат в основном CO2 и N2. Все это происходит, если катализатор работает вполне исправно. По заявлению большей части производителей срок службы этого приспособления более 200.000 километров. Но, на практике, из-за сочетания многих отрицательных факторов, эта цифра может существенно сокращаться.

Читайте также:
Для чего нужны стойки стабилизатора? Обзор от механика СТО

 

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

 

Признаки неисправности

 

Как и любая система автомобиля, катализатор имеет некоторые специфические признаки неисправности. Это позволяет определить, что проблема именно в нем. Но, некоторые признаки проявляются достаточно слабо. Поэтому, при появлении малейшего подозрения на поломку, нужно сразу проверить именно нейтрализатор.

  • Загоревшаяся кнопка Check Engine. Если при проведении диагностики появится код, соответствующий неэффективной работе нейтрализатора, то это однозначно будет говорить об его неисправности. На отечественных автомобилях о проблемах с катализатором говорят коды Р0420-Р0430;
  • Резкое увеличение расхода топлива на 1-2 литра. Это также может косвенно указывать на некоторые неисправности нейтрализатора;
  • Потеря мощности. Это самый коварный признак, изначально он практически не заметен, водитель легко компенсирует проблему, усилением воздействия на педаль газа. Зато потом, мощность практически полностью пропадает на прогретом двигателе, при движении в горку, при необходимости ехать на малых оборотах (в пробках);
  • Появление запаха сероводорода в выхлопе также должно настораживать;
  • Дребезжащие звуки при движении в моторном отсеке или под днищем, в зависимости от расположения катализатора.

Все эти признаки могут проявляться как по отдельности, так и вместе. Поэтому, при появлении любого из этих признаков, следует провести диагностику автомобиля.

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

 

Нужно ли ремонтировать катализатор?

Некоторые автолюбители наплевательски относятся к состоянию катализатора. Они считают, что он влияет только на химический состав выхлопа. Но, это не совсем так. Поломка этого элемента конструкции может привести к серьезным неисправностям двигателя:

  • Если вовремя не устранить проблему, то, из-за постоянно горящей лампочки Check Engine, вы не сможете вовремя заметить критическую ошибку мотора. В итоге, это может привести к остановке двигателя и необходимости проводить капитальный ремонт;
  • При забитом катализаторе происходит повышенная нагрузка на поршневую, а соответственно и на все остальные системы двигателя. Происходит это по причине задержки газов в коллекторе, и проникновению их обратно в камеру сгорания, таким образом, там увеличивается давление. Повышенная нагрузка на элементы силового агрегата приводит к их повышенному износу и быстрому выходу из строя;
  • Наиболее опасной поломкой является частичное или полное разрушение сот катализатора. Как мы помним, состоят они в основном из керамики. После разрушения элементы керамики могут попасть в камеру сгорания и довольно быстро вызвать поломку или поршневой или клапанной группы. Поэтому при появлении стуков в районе катализатора, как можно быстрее принимайте меры для устранения неисправности.
Читайте также:
Что такое нагнетатель на авто? Его виды и детальный разбор нюансов

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

 

Неисправности катализатора

У этого элемента конструкции может произойти несколько неисправностей. При этом способы диагностики могут быть разными у различных поломок. Для начала перечислим основные неисправности:

  • Забивание сот сажей или их оплавление, у этих проблем признаки обычно схожи;
  • Разрушение сот;
  • Стирание платиново-иридиевого слоя.

Оплавление сот или их засор можно определить с помощью специального манометра. Его вкручивают вместо датчика, идущего перед катализатором. Он будет показывать повышенное давление (показатель для всех машин разный). Также свидетельством проблем с этим элементом является малое количество газов, выходящее через выхлопную трубу. Оплавление сот происходит из-за неправильно выставленного зажигания. При этом сгорание топлива происходит уже в нейтрализаторе, оплавляя его. Загрязнение сажей случается при использовании излишне обогащенной смеси.

Что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит?

Разрушение сот можно диагностировать по грохоту со стороны катализатора. Иногда, может возникать ощущение, что в него насыпали щебенки. Случается такая неисправность из-за поездок по ямам. Как известно керамика довольно хрупка. При постоянной тряске и ударах она повреждается.

Последняя причина самая сложная для определения. Практически никаких признаков, кроме показания датчика, она не имеет. Поэтому, если у вас загорелась лампа Check Engine, но никаких симптомов нет. То, следует поменять датчик на заведомо рабочий. Если после сброса показаний ошибка не ушла, можете смело менять катализатор. При наличии газоанализатора проверка пройдет еще успешнее. Если количество «плохих» газов выше нормы, причина в износившемся катализаторе, обычно это происходит на машинах с пробегом более 150.000 километров.

Заключение. Проблемы с нейтрализатором могут вызвать, за собой целую цепь не слишком приятных последствий. В связи с этим, автовладелец должен знать, что такое и для чего нужен автомобильный катализатор и признаки поломки, симптомы, что он забит. Это облегчит задачу по поиску поломки, а также по ее устранению.

Читайте также:
Что такое роботизированная коробка передач? Обозреваем КПП

 

Автопомощник
Добавить комментарий