Современные машины укомплектованы электроникой по максимум, и с выходом каждой новой модели, это число только растет. Давайте для начала разберемся с одним из самых популярных вопросов, что такое датчик EGR, для чего он нужен и другими смежными моментами. Начнем с расшифровки — Exhaust Gas Recirculation. Это система рециркуляции выхлопных газов, для соответствия параметров с европейскими экологическими классами, для снижения выброса вообще не полезных веществ в окружающую среду.
Что такое такое датчик EGR и для чего он собственно нужен, детально мы рассмотрим ниже, так что наберитесь терпения. Он устанавливается на все двигатели, дизельные и бензиновые (кроме турбированных вариантов). Благодаря этому датчику снижается риск детонации двигателя и немного падает расход топлива. Однако не смотря на такие существенные плюсы, эта система весьма капризная мадам. Благодаря не совсем качественному топливу, он быстро покрывается нагаром, что напрямую сказывается на нестабильной работе двигателя.
Чистить и ремонтировать — занятие долгое, нудное и не благородное, поэтому владельцы машин с EGR, примерно в 70-80% случаев просто его полностью глушат. Это быстрее и дешевле, спросите у любого автомеханика — он это подтвердит.
Принцип работы
Сама суть этой системы заключаются в подмешивании части выхлопных газов к кислороду во впускном коллекторе. Благодаря температуре и сгорания топливной смеси, токсичность выхлопа снижается
Устройство. Главная часть системы — это клапан EGR. Он регулирует отработанные газы, отправляемых обратно на впускной коллектор. Принцип работы на всех марках машин одинаков, что не скажешь от вариантов конструкции. Есть несколько вариантов систем:
- Открытие клапана регулируется электрическим методом, опираясь на данные датчика положения, от которого уже идет сигнал на контроллер двигателя;
- Электропневматическая система посылает сигнал, опираясь на данные датчика массового расхода воздуха, датчика температуры на впуске и давления в впускном коллекторе.
Есть двигатели, где установлено дополнительное охлаждение газов. Там клапан EGR встроен прямо в систему охлаждения. Конструктивно это более сложно (особенно в ремонте или обслуживании), зато помешанные на экологии европейцы, еще больше любят такой вариант исполнения.
В дизельных двигателях, клапан EGR открывается на холостом ходу, беря около половины воздуха на впуске. С увеличением оборотов движка, он начинает закрываться при максимальной нагрузке. Интересный момент, что при прогреве мотора, клапан полностью закрыт.
В бензиновых движках, он наоборот на холостом ходу не активен, как и на пике крутящего момента. При средней нагрузке, он обеспечивает не более 5-10% воздуха на впуске.
Сразу нужно сказать, что этот датчик работает в связке с другими, и их число постоянно меняется в зависимости от марок и машин.
Неисправности
Как я писал выше, все неисправности кроются в нагаре на клапане (или его гнезде, не суть важна). Он берется от плохого топлива, проблем с вентиляцией картера, других датчиков. На самом деле причин неисправности может быть в разы больше, и чаще всего нужно исправлять целую группу, а не что-то конкретное.
Отложившейся нагар в прямом смысле приводит к залипанию, или замедляет срабатывание (открытие закрытие, клапана). На бензиновых движках это проявится в снижении мощности, повышении расхода топлива, нестабильной работе на холостом ходу.
На дизельных движках, проблемы будут не так ярко выражены, в основном вы заметите изменения не в лучшую сторону только на холостом ходу.Например, двигатель запускается и поначалу работает нормально, но примерно после 10-15 минут (в определенных случаях это может быть и 1 и 2 часа), начинаются перебои, похожие на троение. Определить на слух, что беда именно в датчике ЕГР — безумно сложно, тут нужен опыт.
Немного полезного
ЕГР не работает на:
- холостых оборотах (прогреве двигателя);
- при полностью открытой заслонке;
- холодном двигателе;
- до 900 оборотов в минуту;
- свыше 3200 оборотов в минуту.
Система работает в связке с датчиком Холла, положения дроссельной заслонки и других. Система сама определяет когда нужно открыть клапан.
Клапан открывается когда:
- педаль газа наполовину нажата;
- температура охлаждающей жидкости выше 50°C.
Надеюсь, у вас больше не осталось вопросов, Что такое датчик EGR и для чего он нужен. Вся необходимая теория предоставлена, выводы делайте сами. Кстати отпишитесь в комментариях, кто уже ремонтировал эту систему и в какую сумму (а самое важное на какой машине), вам это вышло.